Что относится к нормам материального права - 29 советов адвокатов и юристов
Не является. Это доказательство размера задолженности, а не умысла супруга. Доказательством умышленных действий могут быть, например, достоверные сведения, что в определенные периоды он получал доходы, которые позволяли погасить задолженность, или переписка, в которой упоминается о том, что он специально не платит, ну и т.д. Это относится к процессуальному праву, и нормами материального права (СК РФ) не регулируется. Подала исковое заявление о начислении неустойки по алиментам на бывшего супруга. Судья мне сказала, что я должна в суде доказать, что он умышленно не оплачивал задолженность. Я предоставила справку от приставов о задолженности (на сегодня он подал иск о рассрочке задолженности, в связи с " трудным финансовым пложением"), является ли это тем самым доказательством, и на какие законы можно еще опираться, кроме СК ст.115?
Не является. Это доказательство размера задолженности, а не умысла супруга. Доказательством умышленных действий могут быть, например, достоверные сведения, что в определенные периоды он получал доходы, которые позволяли погасить задолженность, или переписка, в которой упоминается о том, что он специально не платит, ну и т.д. Это относится к процессуальному праву, и нормами материального права (СК РФ) не регулируется.
СпроситьУважамые адвокаты ответьте пожалуйста на два вопроса!
Какие льготы существуют в Москве для одиноких матерей, ребёнку 1.5 года, в свидетельстве о рождении в графе отца-прочерк?
Какие льготы предоставляются для усыновленных детей?
Спасибо!
Здравствуйте Светлана.
Отвечаю на Ваш вопрос.
ЛЬГОТЫ ОДИНОКИМ МАТЕРЯМ
/подборка нормативных актов Краснодарского краевого юридического центра «Консультант» г.Краснодар/
ТРУДОВЫЕ ЛЬГОТЫ
Согласно ст. 261 Трудового Кодекса РФ расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по пункту 1, подпункту "а" пункта 3, пунктам 5-8, 10 и 11 статьи 81 настоящего Кодекса).
Законодатель в ст.263 Трудового Кодекса РФ указал, что работнику, имеющему двух или более детей в возрасте до четырнадцати лет, работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до четырнадцати лет без матери, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней. В этом случае указанный отпуск по заявлению соответствующего работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Пункт 4 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г.
"Об увеличении государственной помощи беременным женщинам и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении высшей степени отличия - звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства"*(1),*(2) (по состоянию на 7 мая 1986 г.) (с изменениями от 5 марта 1991 г., 24 августа 1995 г.) предусматривает, что
если одинокая мать пожелает поместить в детское учреждение рожденного ею ребенка на воспитание, детское учреждение обязано принять ребенка на содержание и воспитание полностью за государственный счет. Мать ребенка имеет право взять обратно своего ребенка из детского учреждения на свое воспитание. За время нахождения ребенка в детском учреждении государственное пособие на ребенка не выплачивается.
Федеральный закон N 81-ФЗ от 19 мая 1995 г. "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Согласно ст. 3 вышеназванного Закона установлены следующие виды государственных пособий:
пособие по беременности и родам;
единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
единовременное пособие при рождении ребенка;
ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
ежемесячное пособие на ребенка.
Порядок назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливается Правительством Российской Федерации в части, не определенной настоящим Федеральным законом.
В соответствии с постановлением Правительства N 883 от 4 сентября 1995 г. об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей ежемесячное пособие на ребенка назначается и выплачивается одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) и проживающего совместно с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до 18 лет) в семьях, имеющих размер среднедушевого дохода, дающий право на получение этого пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ежемесячное пособие на ребенка выплачивается в размере 70 рублей. На детей одиноких матерей размер ежемесячного пособия на ребенка увеличивается на 100 процентов.
ЛЬГОТЫ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
Женщинам, поступающим на военную службу, гарантируется предоставление льгот, включая оплачиваемый отпуск по беременности и родам, стабильное денежное содержание, возможность решить жилищные проблемы, сделать карьеру.
Женщины-военнослужащие, помимо установленных для всех военнослужащих преимуществ, пользуются льготами, гарантиями и компенсациями, предусмотренными законодательными и подзаконными нормативными актами об охране семьи, материнства и детства в соответствии с п.9 ст.10 Федерального закона "О статусе военнослужащих". В целях реализации государственных интересов по охране семьи, материнства и детства развитие законодательства направлено на улучшение социально-правового положения одиноких матерей.
Льготы и преимущества, предоставляемые одиноким матерям, проходящим военную службу по контракту, можно разделить на: льготы по прохождению военной службы; льготы по охране здоровья и медицинской помощи; налоговые льготы; льготы в области жилищного права; денежные выплаты. Рассмотрим каждый вид льгот, гарантий и компенсаций.
Льготы по прохождению военной службы. Законодательством предусмотрены гарантии при поступлении на военную службу по контракту (запрещается отказывать в заключении контракта о прохождении военной службы, мотивируя отказ беременностью или наличием ребенка) и от необоснованных увольнений одиноких матерей, проходящих военную службу по контракту. В соответствии с п.25 ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, не допускается увольнение с военной службы одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет (детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет), кроме случаев, когда увольнение осуществляется по их желанию или когда военнослужащие подлежат увольнению с военной службы по следующим основаниям:
- по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (для военнослужащих женского пола предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается 45 лет);
- по состоянию здоровья - в связи с признанием военнослужащей-женщины военно-врачебной комиссией не годной к военной службе;
- по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего женского пола, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание старшины или главного корабельного старшины включительно;
- в связи с лишением воинского звания;
- в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему женского пола наказания в виде лишения свободы;
- в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования.
К льготам по прохождению военной службы относятся также льготы по предоставлению отпусков. Одинокая мать, воспитывающая ребенка в возрасте до 14 лет, имеет право на предоставление основного отпуска по ее желанию в удобное для нее время (п.12 ст.29 Положения о порядке прохождения военной службы). По мнению автора, в целях обеспечения постоянной боевой готовности воинской части это право целесообразно учитывать при составлении плана отпусков.
На практике нередко возникают трудности с применением нормы, содержащейся в ст.263 Трудового кодекса Российской Федерации о предоставлении дополнительных отпусков: "Работнику, имеющему двух или более детей в возрасте до четырнадцати лет, работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до четырнадцати лет без матери, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней. В этом случае указанный отпуск по заявлению соответствующего работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается". Военнослужащие-женщины пользуются льготами, гарантиями и компенсациями в соответствии с законодательством об охране семьи, материнства и детства. Однако в соответствии с требованиями данной статьи такие отпуска устанавливаются коллективным договором (а военнослужащие в соответствии с действующим законодательством не заключают коллективных договоров), предоставляются без сохранения заработной платы (что также не предусмотрено законодательством о статусе военнослужащих). Таким образом, предоставление указанных дополнительных отпусков военнослужащим в настоящее время не представляется возможным, так как механизм реализации указанной нормы недостаточно нормативно определен.
Одинокой матери, проходящей военную службу по контракту, для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет предоставляются четыре дополнительных выходных дня в месяц (в соответствии с п.2 ст.32 Положения о порядке прохождения военной службы). Указанные выходные дни предоставляются в календарном месяце по ее рапорту на основании справки органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении (принадлежащем любому ведомству) на полном государственном обеспечении*(4), при документальном подтверждении расторжения брака между родителями ребенка-инвалида, а также смерти, лишения родительских прав одного из родителей и в других случаях отсутствия родительского ухода и оформляются приказом по воинской части.
Льготы по охране здоровья и медицинской помощи одиноким матерям, проходящим военную службу по контракту, предоставляются в соответствии со ст.22 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 г. N 5489-1. Одинокой матери в интересах лечения ребенка предоставляется право находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка. В этом случае ей выдается листок нетрудоспособности для предоставления по месту службы.
Семьи, имеющие детей (в первую очередь неполные, воспитывающие детей-инвалидов), имеют также право на льготы в области охраны здоровья граждан, установленные законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации и правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Денежные выплаты одиноким матерям и детям выплачиваются в размерах и порядке, определенных Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" от 4 сентября 1995 г. N 883. Это:
- пособие по беременности и родам;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
- ежемесячное пособие на ребенка.
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ
В соответствии с подп.4 п.1 ст.218 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по доходам физических лиц стандартный налоговый вычет в размере 300 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося дневной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет и предоставляется налогоплательщикам, на обеспечении которых находится ребенок, являющимися родителями или супругами родителей, опекунами или попечителями. Одиноким родителям налоговый вычет производится в двойном размере и прекращается с месяца, следующего за вступлением их в брак. Указанный вычет предоставляется на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный вычет (т.е. паспорта с отметкой о разводе). При этом для целей указанной статьи под одиноким родителем понимается один из родителей, не состоящий в зарегистрированном браке.
Государственные пособия, выплачиваемые одиноким матерям, не включаются в облагаемый налогом на доходы физических лиц доход граждан.
ОСОБЫЙ ПОРЯДОК ПРИ ВЗЫСКАНИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
На государственные пособия, выплачиваемые одиноким матерям, не может быть обращено взыскание в порядке исполнительного производства (на основании п.3 ст.69 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ).
Как видим, государство не очень балует своих граждан в части льгот. Усыновленным детям нет льгот. Они являются такими же гражданами, как и родные. Особого статуса у них нет.
Очень хочется узнать Ваш отзыв и мнение на мой ответ. С уважением. Сергей Юрьевич.
Спросить, которая говорит, что "... даже не оспаривая в суде завещания имеет право получить обязательную долю нетрудоспособный супруг умершего."?
Не цитируйте комментарии. В законе процитированнного положения нет. Прочитайте внимательно ст. 1149, особенно ч. 4. И для размышлений.
"Определение Конституционного Суда РФ от 9 декабря 1999 г. N 209-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки
Куркиной Елены Анатольевны на нарушение ее конституционных
прав статьей 535 ГК РСФСР"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя Т.Г.Морщаковой, судей Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова, В.О.Лучина, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева,
рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы гражданки Е.А.Куркиной требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", установил:
1. Кузьминский межмуниципальный (районный) суд города Москвы отказал Е.А.Куркиной в иске о признании за ней права собственности на завещанную ей квартиру. Свой отказ суд мотивировал тем, что наследником двух третей имущества умершей завещательницы на основании статьи 535 ГК РСФСР признан ее нетрудоспособный супруг, как имеющий право на обязательную долю в наследстве.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Е.А.Куркина просит проверить конституционность статьи 535 ГК РСФСР, согласно которой несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя (в том числе усыновленные), а также нетрудоспособные супруг, родители (усыновители) и иждивенцы умершего наследуют, независимо от содержания завещания, не менее двух третей доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля). Заявительница считает, что этой нормой нарушаются ее конституционные права, закрепленные статьями 18 и 35 (части 1 и 4) Конституции Российской Федерации.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" уведомлял Е.А.Куркину о несоответствии ее жалобы требованиям названного Закона. Однако в своей очередной жалобе заявительница настаивает на принятии Конституционным Судом Российской Федерации решения по поставленному ею вопросу.
2. Согласно статье 35 (часть 4) Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется. Данная норма реализуется в процессе применения гражданского законодательства при осуществлении конкретных прав граждан, являющихся наследниками по завещанию и по закону.
Исходя из статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, в статье 535 ГК РСФСР установлено право на обязательную наследственную долю, ограничивающее свободу завещания в целях материального обеспечения несовершеннолетних и нетрудоспособных наследников, которые нуждаются в особой защите и в силу этого не могут быть отстранены от наследования. Однако такое ограничение права наследника по завещанию не противоречит статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, предусматривающей возможность ограничения федеральным законом прав и свобод человека и гражданина лишь постольку и лишь в той мере, в какой это не только презюмируется, но действительно является необходимым в целях защиты прав и законных интересов других лиц. Поэтому при толковании и применении статьи 535 ГК РСФСР не могут не учитываться основанные на Конституции Российской Федерации законоположения, усиливающие гарантии права частной собственности на имущество, включая право распоряжаться им, и права каждого на судебную защиту. Это относится и к праву граждан на наследование, судебная защита которого также должна обеспечиваться реально.
Между тем анализ практики применения статьи 535 ГК РСФСР свидетельствует о том, что праву нетрудоспособного супруга на обязательную долю в наследстве суды придают абсолютный, императивный характер без учета обстоятельств конкретного дела, в частности наличия у нетрудоспособного наследника по закону собственного имущества, его участия в образовании общей собственности, длительности совместного пользования ею. Предоставление наследнику обязательной наследственной доли в полном объеме во всех без исключения случаях, а также неправильное определение субъекта, имеющего право на обязательную долю в наследстве, могут приводить к нарушению принципа социальной справедливости и к отказу гражданам в их праве на судебную защиту.
Необходимость судебной оценки указанных обстоятельств вытекает из того, что судебный контроль представляет собой одну из существенных гарантий защиты конституционных прав граждан, тем более в случаях, когда фактические обстоятельства конкретного дела свидетельствуют о наличии гражданско-правового спора. Однако это возможно только на основе установления и исследования фактических обстоятельств, что является прерогативой судов общей юрисдикции и не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, который согласно статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде России Федерации" решает только вопросы права.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 1 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Положение статьи 535 ГК РСФСР о праве нетрудоспособного супруга умершего на обязательную долю в наследстве не исключает права других наследников обращаться в суд с иском о проверке оснований для признания права этого лица на обязательную долю в наследстве и для изменения ее размера с учетом фактических обстоятельств конкретного дела (наличие у лица, имеющего право на обязательную долю в наследстве, собственного имущества, достаточного для проживания, и др.), исходя из принципа социальной справедливости и требования строго соразмерного конституционно признаваемым целям ограничения гарантированного гражданам права наследования.
2. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Куркиной Елены Анатольевны ввиду неподведомственности поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации.
3. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит".
СпроситьМатериальное право - нормы, которые регулируют сами гражданские правоотношения, то есть должны применяться в рассмотрении спора по существу (имеется ли долг, должны ли уплачиваться проценты, в какие сроки должно быть исполнено обязательство и т.д.)
Процессуальное право - нормы, которые регулируют процесс рассмотрения спора (правомочен ли данный суд рассмотривать дело, все ли судьи участвовали в принятии решения, надлежащим ли образом уведомлены стороны и т.д.).
Отличие именно в этом - материальное право регулирует гражданские правоотношения, относится только к сторонам спора. Процессуальное регулирует процедуру рассмотрения, и главным действующим лицом является сам суд. Материальные нормы - основания прав.
Процессуальные нормы - порядок и процедура рассмотрения дел в суде. Что включает в себя понятие "нарушение норм процессуального права" и "нарушение норм материального права". В чем отличие "материального" права от "процессуального". Спасибо.
Материальное право - нормы, которые регулируют сами гражданские правоотношения, то есть должны применяться в рассмотрении спора по существу (имеется ли долг, должны ли уплачиваться проценты, в какие сроки должно быть исполнено обязательство и т.д.)
Процессуальное право - нормы, которые регулируют процесс рассмотрения спора (правомочен ли данный суд рассмотривать дело, все ли судьи участвовали в принятии решения, надлежащим ли образом уведомлены стороны и т.д.).
Отличие именно в этом - материальное право регулирует гражданские правоотношения, относится только к сторонам спора. Процессуальное регулирует процедуру рассмотрения, и главным действующим лицом является сам суд.
СпроситьМатериальные нормы - основания прав.
Процессуальные нормы - порядок и процедура рассмотрения дел в суде.
Спросить