Федорченко Иван Владимирович
Федорченко И. В.Подписчиков: 1145
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг344.7к

Л. Н. Толстой "Детство": анализ произведения

8 844 просмотрa
4 446 дочитываний
8 комментариев
Эта публикация уже заработала 388,15 рублей за дочитывания
Зарабатывать

История создания

  • В 1951 году, находясь на Кавказе вместе с братом Николаем, Толстой работал над своей первой повестью «Детство». Ему было тогда всего 24 года. Повесть была одобрена Н.А. Некрасовым, который являлся на тот момент редактором журнала «Современник», где повесть и была напечатана в 1952 году.

  • Повесть «Детство» считается автобиографической, поскольку Толстой вложил в неё собственные детские впечатления, сумел передать атмосферу родного дома и той среды, в которой он рос. Так же, как и герой повести, Толстой в детстве лишился матери, только случилось с ним это совсем в раннем, полуторогодовалом возрасте. Он не помнил мать, однако вложил в образ maman в повести свои лучшие представления о женщине-матери, её некий священный идеал. Глубокое исследование себя и окружающего мира побудило Толстого написать повесть «Детство», в которой прослеживаются различные этапы становления человека в раннюю пору его жизни, определяющие его путь и судьбу.

Жанр и направление

Жанр произведения «Детство» можно отнести к автобиографической повести, как было сказано выше о детских впечатлениях автора.

Направление повести – реализм, поскольку та основана на действительной обстановке и нравах того времени – начала XIX столетия.

Композиция и конфликт

Повесть «Детство» составляют 28 глав, в которых описывается год из жизни десятилетнего мальчика, Николеньки Иртеньева.

В завязке произведения лежит перелом в жизни ребёнка – отъезд из дома в Москву;

Затем следует развитие действия – новая жизнь в доме бабушки.

Кульминацией является известие о болезни матери, что вытекает в печальную развязку – смерть и похороны.

В повести нет явного конфликта главного героя с окружающими людьми, кроме одного лёгкого домашнего недоразумения с бывшей няней Натальей Савишной. Но внутренне мальчик часто испытывает обиду, чувство несправедливости или неприязни в отношении с окружающими. Карл Иваныч на мгновение становится в глазах Николеньки «противным и злым». Мальчика обижают слова отца, когда тот пренебрежительно отзывается о нём княгине Корняковой. Ему неприятны княгиня Корнякова и её сын Этьен. Во время похорон матери Николенька чувствует возмущение против собравшихся, за их неискреннее проявление горя.

Основной же конфликт в повести «Детство» часто происходит у мальчика с самим собой. Он ощущает чувство вины за свои недобрые мысли, даже за неискреннюю строчку стихотворения, написанного им, презирает себя за недостаток искренней скорби на похоронах матери. Николенька часто чувствует себя скованным и неловким, и страдает от этого. Он не может выразить Серёже своё чувство симпатии, вместо этого слепо подчиняется ему, не может найти силы противостоять своему кумиру, чтобы поступить справедливо. Глубоко вдумчивая, чувствительная натура Николеньки часто пытается разрешить противоречия, с которыми сталкивается в жизни — между внутренним и внешним миром, между желаемым и действительным, между лучшими побуждениями и слабостью, между искренностью и желанием показать себя.

Смысл названия

Название повести «Детство» говорит само за себя. Оно сразу сообщает нам, что речь пойдёт об истории из жизни маленького человека. Автор описывает детское мировоззрение и вкладывает в смысл заглавия буквальный и открытый посыл. Сообщает название о том, что повесть посвящена детской поре, поре первых жизненных шагов и мировосприятия.

Важно отметить, что речь идет не о Николеньке, а о детстве в целом. Автор хочет показать обобщенную детскую историю, демонстрируя не столько свой путь, сколько те условия и обстоятельства, в которых формируется человек его времени и положения. Примечательно, что М. Горький тоже написал трилогию с такими же названиями, но показал быт и нравы простого городского мальчишки, а не дворянского отпрыска. Оба автора акцентировали внимание на том, как ранний период жизни личности влияет на ее становление. Вот почему повесть Л.Н. Толстого называется «Детство».

Суть: о чём повесть?

Повесть «Детство» о десятилетнем Николеньке Иртеньеве, мальчике из дворянской семьи, живущей в деревне в своём поместье. Николенька узнаёт, что для него настала пора серьёзного обучения, для которого они с братом должны переехать в Москву. Мальчик пылко любит мать и не желает разлуки, но смиряется с ней. Жизнь Николеньки тесно связана с домом, дворовыми людьми и гувернёром, и в процессе повествования вырисовываются их отдельные портреты. Также в повести рассказывается об отце главного героя и других людях из светского общества. В Москве Николенька получает новые впечатления и заводит новые знакомства. Его сильной симпатией пользуется бойкий мальчик Серёжа Ивин, затем её вытесняет пылкая влюблённость в Сонечку Валахину, очаровательную двенадцатилетнюю девочку.

В основные события, происходящие в московском доме, неожиданно врывается письмо из деревни, от матери, в котором та сообщает, что тяжело больна. Дети с отцом срочно уезжают домой, где их ожидают печальные события – последние страдания матери, её смерть и похороны.

Главные герои и их характеристика

Николенька Иртеньев — десятилетний мальчик, отпрыск графского рода. Он умён, раним, чувствителен, горячо привязан к родителям, особенно к матушке. Рядом с ним любимый учитель, брат, сестра. Николенька растёт в деревне, в окружении родных и близких людей, такое детство можно назвать идеальным.

С переездом в Москву, жизнь мальчика стала иной, расширился круг его общения. Он впервые влюбился в двенадцатилетнюю Сонечку Валахину. Николенька не очень прилежен в учении, но склонен к рассуждениям, к анализу чувств и мыслей. Он добр и совестлив, но характер его пока не утвердился, и под влиянием обаятельного друга может совершить низость.

Детство омрачается горем: смертью матери. Это событие ускорило взросление героя.

Папа (Пётр Александрович Иртеньев) — граф, отец Николеньки. В детстве он высоко ставил отца и не мог помыслить о критическом отношении к родителю. В повести рассказчик даёт его характеристику уже с точки зрения взрослого человека. Папа был умным, уверенным в себе, некрасивым, но обаятельным, и всем нравился.

Главным в жизни считал удовольствие и счастье, это и руководило его поступками. Две страсти всей жизни Петра Александровича — карты и женщины: выигрывал миллионы, имел связи с множеством женщин всех сословий. Герой лишь констатирует характер и особенности своего отца, но не осуждает. Чувствуется, что он гордится отцом и любит его.

Maman (Наталья Николаевна) — мать Николеньки, добрая, любящая, нежна к младшему сыну. В ней много духовности, в отличие от мужа. Она глубоко верующий человек, не обходит вниманием странников, юродивого Гришу. Кроме того, maman образованна, умна. Ранняя смерть Натальи Николаевны стала окончанием детства главного героя. Позднее он думал, что улыбка матушки была бы для него таким утешением в жизни, что он не поддался бы никакому горю.

Володя и Любочка Иртеньевы — брат и сестра Николеньки. Они немного старше его, поэтому слегка снисходительны к младшему брату. Володя поддразнивает его и корит за излишнюю чувствительность. Н. по-мальчишески тянется к старшему брату, делится сокровенным, но не находит понимания. Володя, хотя и близок, но другого склада: более хладнокровный и рациональный.

Наталья Савишна — старая экономка Иртеневых, крепостная. В молодости она была нянькой maman, потом получила ключи от кладовой и служила исправно, радея о барском хозяйстве. Выйдя замуж maman, выдала вольную Наталье Савишне как благодарность за верную службу.

Этот документ совсем не обрадовал женщину. Оказалось, ей ничего не нужно для себя, только продолжать служить Наталье Николаевне и её семье. Рассказчик отмечает редкое любящее сердце Натальи Савишны, которая внесла много теплоты в его детство. Старушка недолго прожила после смерти своей любимицы. Терпеливо перенесла она болезнь и скончалось по-христиански: «с радостной улыбкой, произнося имя Божие».

Карл Иванович — учитель мальчиков Иртеньевых до отъезда в Москву, немец. Он любит своих воспитанников, особенно Николеньку, хотя ему и приходится часто наказывать его за плохое прилежание. Карл Иванович расстроен и обижен увольнением, он искренне привязан к семье Иртеньевых. Предстоящая разлука с ним огорчает Николеньку. Папа меняет своё решение и берёт учителя в Москву. Правда, обязанности у него там будут иные.

Катенька, Серёжа, Соня. Их Николенька любил за короткий период детства, каждого — по-разному. Катенька, дочь гувернантки в их доме, вызывала в нём нежность, нечто вроде первой любви. Очаровательному Серёже он хотел подражать, восхищался им, но Серёжа не был добр, и под его влиянием Н. поступил низко и жестоко, не заступившись за кроткого Иленьку Гарпа. Любовь к Соне — самое яркое чувство героя, из детства перешедшее в отрочество и юность.

Гриша — юродивый, человек пожилой. Его привечает maman, видя в нём человека особой духовности. Дети с любопытством наблюдают за ним. Спрятавшись, они слышат, как молится Гриша, очень просто и от души. Этот эпизод детства остался одним из ярких воспоминаний Николеньки.

Темы

Тематика повести «Детство» позволяет не только поразмышлять об интересных жизненных вопросах, но и аргументировать свое мнение в любом сочинении, ведь Толстой в своих произведениях не оставляет поводов для непонимания.

  • Формирование личности. Это главная тема повести. В детстве человек приобретает характер, привычки, вкусы и предпочтения, учится уважать те принципы и качества, которые ценились в его семье. Толстой уделяет основное внимание диалектике души героя – процессу её становления.
  • Воспитание. Герой воспитывается в тихой, доброжелательной обстановке деревенского дома, впитывает в себя тепло и любовь близких. Это формирует в нём доброту и чувствительность, чуткость, религиозность, что впоследствии подвергается испытанию при жительстве в городе.
  • Любовь матери. Этой теме Толстой также отводит немаловажное место в повести. У матери главный герой учится любить и сострадать, благоговеть перед святым и возвышенным, раскаиваться в дурных поступках и мыслях, дарить тепло и внимание близким.
  • Тема семьи освещена также – жизнь главного героя тесно связана с семьёй и ограничена ею. Мальчик чувствует и понимает происходящее в семье, переживает за отношения близких и их благополучие. Семья является для него всем и во многом определяет его личность и будущий путь.
  • Роль учителя. Тема о роли учителя присутствует в повести «Детство» – Карл Иваныч показан достойным примером педагогам. Своей добротой и разумной твёрдостью он привязывает к себе сердца детей и побуждает их перенять всё лучшее.

Проблемы

Проблематика в повести «Детство» отражает все то, что надолго оседает в детском сердце и не проходит даже с возрастом.

Потери. Одной из основных проблем, затронутых в повести, являются потери в семье, смерть близкого человека. Главный герой часто испытывает страх потерять мать, и когда это случается, он не в силах справиться с отчаянием. Решение этой проблемы для него приходит в близости и общении со старой няней.

Плохое влияние. Другой проблемой является плохое влияние, которое герой испытывает при переезде в город. Подражая во всём Серёже Ивину, Николенька автоматически разделяет его дурной поступок и даже не решается проявить сочувствие к обиженному мальчику Иленьке.

Неправильное поведение взрослых. Это явление также вырисовывается проблемой на жизненном пути главного героя. Отец при гостях выражает предпочтение старшему сыну, младшему же выражает некоторое пренебрежение и досаду, заставив мальчика переживать о том, что он некрасив и не ловок. Бабушка в течение праздничного вечера допускала насмешливые замечания в адрес Николеньки, смущая его. Такое отношение взрослых болезненно отзывалось на впечатлительном и нервном мальчике.

Проблема выбора правильного пути. Эта проблема имела своё начало в детском возрасте Николеньки. Он был вынужден принимать решения, склоняться на сторону добра или зла, определять своё отношение к тем или иным людям, к самому себе, задумываться о своих желаниях и побуждениях. Весь он пока состоит из вопросов – что он такое, и к чему он идёт?

Смысл

Основная мысль повести «Детство» выражается в желании автора показать важность детской поры в жизни человека. То, что он приобретает за этот короткий отрезок времени, останется с ним навсегда, будет определять его поступки и выбор пути.

Поэтому семья, близкие люди и всё, что окружает ребёнка, имеет огромное значение, о котором никогда нельзя забывать и которое не стоит обесценивать. Основная идея «Детства» выражается в том, как цепочка незначительных событий и слов формирует характер героя и определяет его судьбу.

Чему учит?

Повесть «Детство» учит любви и трепетному отношению к ребёнку и детству, когда маленький человек не защищён от дурного влияния, примера, недоброго взгляда или колкого слова. Когда он неопытен, имеет массу неразрешённых вопросов и не защищён от самого себя. Толстой призывает осознать неоценимую важность семьи, любви и уважения внутри неё. Напоминает о хрупкости земных уз, которые нужно успеть ценить вовремя и ни в коем случае ими не пренебрегать.

Также повесть «Детство» заставляет задуматься о том, что для юного человека важно правильно выбирать для себя друзей, сохранять уважение к себе, не позволять пренебрегать собой и увлекать на недобрые пути. Вывод Толстого прост: нужно поощрять в себе лучшие чувства, вдохновение, восхищение прекрасным. Его мораль сводится к тому, что нужно глубоко осознавать свои поступки, взвешивать мысли и никогда не бояться следовать лучшим побуждениям.

С этим читают:

Л. Н. Толстой "Воскресение": анализ произведения

Л. Н. Толстой "Анна Каренина": характеристика героев

Л. Н. Толстой. Война и мир. Характеристика героев

Источник

Источник

Проголосовали:50

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

8 комментариев
Понравилась публикация?
29 / -9
нет
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 8
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые