Игорь Евгеньевич
Игорь Евгеньевич Подписчиков: 2806
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 23.2к

«Не умеешь – не берись»: правильный подход?

268 дочитываний
6 комментариев
Эта публикация уже заработала 16,53 рублей за дочитывания
Зарабатывать

​Нередко мы можем услышать подобную пословицу «Не умеешь – не берись». Родители говорят её своим детям, люди обмениваются ей при разных обстоятельствах. Давайте узнаем, так ли это на самом деле и как подобный подход влияет на воспитание, результат и психику человека!

​Подобный совет или настойчивую рекомендацию нередко может услышать ребёнок от своих родителей или любой другой человек от окружающих, когда что-то пошло не так, имели место ошибки. Как правило, подобное замечание возникает в случае, когда что-то пошло не так, как планировалось, когда была совершенна какая-то ошибка, нанёсшая какой-то ущерб. То есть подобная пословица используется в виде укора и формы осуждения другого человека.

Смысл данной поговорки довольно прост и заключается в том, что не нужно делать то, что не умеешь, в чём нет определённого навыка или знаний. К какому же результату приводит подобный подход в воспитании?

Дело в том, что изначально человек вообще нечего не умеет, даже ходить и говорить. И если следовать этой пословице, то можно смело сказать ребёнку, который только встал на ножки, упал и ударился, что не умеешь ходить, значит не берись. И как же тогда человек научится ходить? И это касается абсолютно всех сфер жизнедеятельности человека. Если человек не делает, он не ошибается. Если не ошибается, то не учится. Если не учится, то не научится и никогда не будет уметь.

Подобный подход в воспитании является крайне губительным, поскольку закладывает в сознание детей страх перед ошибками. Ребёнок, а впоследствии взрослый, начинает бояться делать что-то новое, поскольку он знает, что не умеет, что будут ошибки, а значит будет осуждение за них. Человек, воспитанный подобным подходом к делу, будет бездеятельным, боязливым, опасающимся новых начинаний, и крайне зависимый от оценок и суждений окружающих людей.

Но сам подход «Не умеешь – не берись» берётся не на пустом месте. Он является следствием того, что человеку свойственно винить окружающих и себя в ошибках таким образом, как будто можно прожить всё предусмотрев заранее и не совершив не единой ошибки. Нет нельзя! Соответственно к ошибкам, как своим, так и окружающих людей необходимо относиться спокойно. Любая ошибка – это опыт. Ошибки неизбежны, как и опыт, который они дают. Не ошибается только тот, кто нечего не делает.

​Профессиональность отличается от непрофессиональности только тем, что профессионал совершает меньше ошибок, чем непрофессионал. То есть профессионал тоже ошибается, просто реже. Чем профессиональнее человек в своей области, тем меньший процент ошибок он совершает на одну условную единицу труда, нежели человек менее компетентный. Но он всё равно ошибается! Это неизбежно.

От ошибок нельзя избавиться, можно только уменьшать их количество на единицу времени и труда, путём повышения квалификации. А квалификация повышается только путём работы, труда и действия. Поэтому подход «Не умеешь – не берись» является самым серьёзным препятствием в развитии, совершенствовании и повышении квалификации и профессиональности. Поскольку данный подход вовсе исключает действия для того, кто может совершить ошибку, а таким человеком, как мы выяснили ранее, является даже самый компетентный и профессиональный человек.

Родителю не рекомендуется применять подобный подход в воспитании, поскольку ребенок, воспитанный на подобном подходе, не будет в состоянии развиваться. Привитый и постоянный страх ошибки будет тормозить его во всех областях. Также не следует использовать подобный подход руководителям и работодателям, поскольку даже самый опытный специалист будет неизбежно ошибаться (просто реже менее опытных коллег). И нужно не порицать за неизбежные ошибки, а наладить работу по повышению квалификации. Это лучшим образом скажется как на росте профессиональности, вследствие повышения квалификации, так и на морально-психологическом состоянии сотрудников.

Отдельно нужно сказать, что существуют области, где от ошибки человека может зависеть очень многое и даже человеческая жизнь, но и в этих областях данный подход является губительным. В подобных областях изначально нужно набирать людей с достаточно высоким уровнем компетенции, чтобы минимизировать риски, которые будут присутствовать в любом случае.

Давайте будет разумно и справедливо подходить к нашим друзьям, коллегам, детям и себе! Будем здраво и честно оценивать их ошибки и избавимся от такого деструктивного подхода, как «Не умеешь – не берись»!

Источник: ПСИТЕХ

Интересно?

Проголосовали: 11

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Комментировать
6 комментариев
Понравилась публикация?
8 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 6
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Нет-не правильный! Есть другая пословица, правильная - глаза боятся, а руки делают!

+4 / 0
картой
Ответить
27.12.2020, 14:58
Санкт-Петербург

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Надо уметь оценивать стоимость ошибки и возможность её исправления. Цена может быть такая, что мир вздрогнет. Поэтому, здесь главный вопрос баланса результата и ошибки.

+3 / -1
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Пусть берутся за все, иначе как найти себя...

+3 / 0
картой
Ответить
27.12.2020, 15:51
Санкт-Петербург

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

+2 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Ты не стал хуже, ты просто на нуле

Ты думаешь, что ты ленивый, холодный, апатичный, «не такой, как раньше». Хроническая усталость умеет притворяться личностью. Хотя ещё недавно ты хотел, чувствовал, мечтал и мог. Когда ты долго живёшь в тревоге,...

Когда привычка сильнее разума

Что ведёт к развитию, что разрушает, что даёт свободу, а что держит в ловушке. Привычка подминает разум, подтаскивает страхи, надевает цепи удобства. Ты выбираешь привычное: что знакомо, что удобно,...

Ты слишком чувствительный, чтобы жить по логике

видишь, что тебя недооценивают, что тебя используют, что тебя игнорируют. И всё равно болеешь. Всё равно держишься за то, что уже разрушено. Знаешь, что не твоя вина, но всё равно чувствуешь её.

Почему ты оправдываешь то, что ясно как день

Ты переводишь боль на язык логики, чтобы не признавать факты. Потому что очевидное слишком неприятно: тебя не выбирают, тебя игнорируют, И ты начинаешь работать переводчиком между реальностью и надеждой.

Ты уже не тот, кем был — просто не замечаешь этого

Там, где ты раньше ломался — ты теперь выдерживаешь. Там, откуда раньше убегал — ты остаёшься и думаешь. Там, где раньше ждал спасения — ты действуешь, даже если страшно. Рост — это не всегда быть спокойным,...

Обучение детей в стародавние времена

Славяно-Русская чаромуть (буква "Н" ) перевод отдельных слов Семён вспоминал, как даже на полевых работах, «иду, бывало, за сохой, а сам повторяю в уме, что вчера читал в Библии: забуду какой стих,...

По каким книгам обучали крестьянских детей

Славяно-Русская чаромуть (буква "М" ) перевод отдельных слов После славянской азбуки (или букваря) основными учебниками для десятков поколений русских людей, вплоть до времени Ломоносова являлись Псалтырь,...
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы