Как уменьшить размер удержания с доходов гражданина-должника по исполнительному документу?
Краткое содержание:
Вступление
Основания для снижения размера удержаний
Порядок действий для снижения размера удержаний
Обсуждение.

Вступление
Размер удержаний с доходов гражданина-должника по исполнительному документу может быть снижен, в частности, если в результате удержаний в распоряжении должника остается сумма ниже прожиточного минимума.
В общем случае при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с гражданина-должника может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов. При взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца, возмещении ущерба, причиненного преступлением, размер удержания не должен превышать 70% доходов (ч. 2, 3 ст. 99 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Указанные ограничения не применяются при обращении взыскания на денежные средства на счетах должника, на которые работодатель зачисляет заработную плату, за исключением суммы последнего периодического платежа (ч. 4 ст. 99 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Напоминаю, что к исполнительным документам, направляемым (предъявляемым) судебному приставу-исполнителю, в частности, относятся (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»):
-исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции на основании принимаемых ими судебных актов;
-судебные приказы;
-нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;
-судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;
-постановления судебного пристава-исполнителя.
Размер удержаний из доходов гражданина-должника по исполнительному документу может быть снижен при наличии к тому оснований. Рассмотрим такие основания на примере удержаний, установленных постановлением судебного пристава-исполнителя.
Основания для снижения размера удержаний
При определении размера удержаний из доходов судебный пристав-исполнитель должен учитывать в том числе размер дохода гражданина-должника, чтобы обеспечить ему и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования. После произведенных удержаний в распоряжении должника должна оставаться сумма не ниже величины прожиточного минимума по соответствующему региону (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»; Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2019 № 2569-О).
Если после произведенных удержаний в распоряжении должника остается сумма ниже прожиточного минимума, размер удержаний может быть уменьшен.
При принятии решения о возможности снижения размера удержаний наряду с получаемым должником доходом во внимание принимается также имущество должника, на которое может быть обращено взыскание.
Порядок действий для снижения размера удержаний
Изменить размер удержаний, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя, можно путем обращения к приставу с соответствующим заявлением (ходатайством) или путем обжалования (оспаривания) постановления в порядке подчиненности или в суде (ч. 1 ст. 121, ч. 1 ст. 123 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
При обращении к судебному приставу-исполнителю в заявлении необходимо указать обстоятельства, на основании которых размер производимых удержаний из дохода подлежит уменьшению, и приложить подтверждающие эти обстоятельства документы (например, справку ПФР о размере пенсии).
Судебный пристав-исполнитель рассматривает такое заявление, по общему правилу, в течение 10 рабочих дней со дня его поступления и выносит постановление о его полном или частичном удовлетворении (уменьшив размер производимых удержаний) либо об отказе в удовлетворении (ч. 2 ст. 15, ч. 1, 5 ст. 64.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Постановление судебного пристава-исполнителя об отказе в удовлетворении заявления должника об уменьшении размера удержаний либо его бездействие (невынесение решения об уменьшении размера удержаний) может быть обжаловано в порядке подчиненности и оспорено в суде (ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Например, жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, а также на его бездействие подается старшему судебному приставу (в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель) в течение 10 рабочих дней со дня вынесения такого постановления или установления факта его бездействия. При этом к жалобе могут не прилагаться документы, подтверждающие обстоятельства, указанные в жалобе. Однако для принятия обоснованного решения, а также сокращения сроков рассмотрения жалобы рекомендуется их представить одновременно с жалобой (ч. 2 ст. 15, ст. 122, ч. 1 ст. 123, ч. 3 ст. 124 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В случае признания жалобы обоснованной может быть принято, в частности, решение об отмене постановления и возложении на судебного пристава-исполнителя обязанности принять новое решение в соответствии с законодательством Российской Федерации. Если принято решение об отказе в удовлетворении жалобы, его можно обжаловать в порядке подчиненности и оспорить в суде (ч. 1 ст. 121, ч. 2 ст. 123, ч. 3 ст. 127 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд общей юрисдикции по общему правилу в течение 10 дней со дня, когда должнику стало известно о нарушении его прав и законных интересов.
Если суд признает постановление судебного пристава-исполнителя незаконным, последний обязан устранить допущенные нарушения и сообщить об этом в установленный срок в суд и гражданину-должнику (ч. 3 ст. 219, ч. 9 ст. 227, ст. 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации; ч. 1 ст. 121, ч. 1, 3 ст. 128 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»; п. п. 1, 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).
Обратите внимание, при подаче в суд административных исковых заявлений, заявлений об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя госпошлина не уплачивается (пп. 7 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации).
Благодарю за внимание, уважаемые читатели! Поделитесь своим мнением в комментариях.
Источник. Налоговый кодекс Российской Федерации; Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации; Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»; Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»; справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Спасибо большое Вам за интересный материал , дай Бог нам всем сил и терпения в наше не простое время, будьте здоровы и счастливы!
Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2019 № 2569-О).
Если после произведенных удержаний в распоряжении должника остается сумма ниже прожиточного минимума, размер удержаний может быть уменьшен.