Милованова Алина Олеговна
Милованова А. О.Подписчиков: 1265
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг9391

Административная правоспособность и дееспособность юридических лиц

3 981 просмотр
681 дочитывание
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 62,36 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Понятие и виды правоспособности юридических лиц

Правоспособность юридического лица закреплена в ст. 49 ГК РФ. Согласно п.1 этой статьи юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий также обладают правоспособностью, необходимой для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Юридическое лицо может заниматься определенным видом деятельности только с получением специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ. Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Юридическое лицо также может быть ограничено в правах, но только лишь в случаях и в порядке предусмотренных законом. Ограничение в правах может быть оспорено в суде.

Принято подразделять правоспособность юридических лиц:

-общая – способ иметь права и нести обязанности в связи с осуществлением любых видов деятельности, незапрещенных законом. К данному виду относятся все коммерческие организации, за исключением государственных и унитарных предприятий.

-специальную – способ иметь права в соответствующих целях деятельности, предусмотренных в учредительных документах и нести обязанности, связанные с этой деятельностью. Это государственные и муниципальные предприятия.

Ранее действующее законодательство закрепляло четкий принцип специальной правоспособности юридических лиц. Гражданское законодательство в настоящее время предусматривает общую или универсальную правоспособность. Наряду с общей и специальной правоспособностью юридических лиц отдельные авторы предлагают выделять еще и исключительную правоспособность.

Под исключительной правоспособностью, по мнению отдельных автором, необходимо понимать разрешение осуществлять определенный вид деятельности одновременно выступает запрещением на осуществление иных видов предпринимательской деятельности.

Введение специальной правоспособности юридических лиц связано с осуществлением государственного контроля за деятельностью данных юридических лиц.

Кроме того, необходимо отметить, что отдельные виды юридической деятельности могут осуществляться только с использованием специальных разрешений, то есть лицензий.

Таким образом, можно отметить, что правоспособность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации, не может быть реализована в полном объеме до совершения определенных действий, например, до получения лицензии. Правоспособность юридических лиц может быть сужена, а может и увеличена в период осуществления своей деятельности юридическим лицом.

Законодательством предусматривается, что правоспособностью также обладают публичные образования. Среди таких публичных образований необходимо отметить Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Охарактеризовать публичные образования можно следующими признаками:

-в данных организациях есть четко определенная структура. Наличие четко построенной компетенции для органов;

-обособление имущества, которое определяется наличием права государственной собственности РФ, субъектов РФ, а также права муниципальной собственности у городских, сельских и иных муниципальных образований;

-данные образования несут по своим обязательствам ответственность;

-выступают от своего имени в гражданском обороте;

К публично-правовым образованиям следует применять нормы, касающиеся определения участия юридических лиц в отношениях, регулируемых законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данного субъекта.

Особые свойства публично-правовых образований как субъектов гражданских правоотношений:

1. Данные субъекты определяет объединение единой территорией и вхождение в состав РФ.

2. Каждый из данных субъектов структурно обособлен, выступает в гражданском обороте от своего имени и самостоятельно отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом.

3. Каждый субъект наделен властными полномочиями.

4. Данные субъекты относятся к категории публично-правовых образований, основная сфера деятельности которых заключается в доставлении общественных целей в масштабе всей страны, отдельного региона или определенной местности. Правовой режим по большей части определяется нормами публичного права.

5. Большинство норм, определяющих правосубъектность юридических лиц не применимо к правосубъектности РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

6. Действие органов власти, совершаемых в пределах их компетенции, является действием самих публично-правовых образований. Компетенция органов местного самоуправления устанавливается публичными актами, а не ГК РФ.

Участие РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в гражданских правоотношениях.

Публично правовые образования в соответствии со ст. 125 ГК РФ могут участвовать в гражданских отношениях через органы государственной власти и органы местного самоуправления без специального уполномочения (упосредования).

Стороной любого правоотношения становится не орган власти, а само государство либо его субъект, либо муниципальное образование.

Органы публичной власти могут участвовать самостоятельно не только в роли государственной и муниципальной организации. Они могут действовать как орган публичного образования или как орган учреждения юридического лица, действующего от имени учреждения.

На федеральном уровне от имени государства могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности (Министерства, службы, агентства).

Осуществлять правоприменительные функции по оказанию государственных услуг, по организации продажи приватизируемого имущества, реализация имущества.

От имени субъектов РФ могут выступать президент, губернатор, правительство, министерства, ведомства, администрации и т.д. От имени органов местного самоуправления выступают органы исполнительной власти. От имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований по их специальным поручения в правоотношениях могут выступать: государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Сфера правоотношений, участниками которых являются РФ, субъекты РФ и муниципальные образования разнообразна:

А) Отношения собственности – та часть собственности, которой принадлежит субъект.

Б) Могут осуществлять полномочия как непосредственно через органы государственной власти и местного самоуправления, так и опосредованно, создавая самостоятельные субъекты права.

В) Публично-правовые образования располагают возможностями приобретения имущества в собственность (п. 2 ст. 233, п.3 ст. 225, п.2 ст. 238 ГК РФ и т.д.).

В собственность публично-правовых образований может поступать имущество (не имеющее наследников) по завещанию в порядке наследования по закону.

Публично-правовые образования могут быть как договорных, так и недоговорных обязательств. Они могут выступать в качестве муниципальных и государственных заказчиков договора поставки или подряда для государственных или муниципальных нужд в роли заемщиков и заимодавцев в договорах займа или кредита. Публично-правовые образования вправе заключать договоры поручения или доверительного управления государственным или муниципальным имуществом; также договоры купли продажи, аренды, залога, принадлежащего им имущества, а в отношении денежных средств договоры банковского счета. Государство является обязательным участником в отношении соглашения о разделе имущества.

Публично-правовые образования являются субъектами ответственности за вред, причиненный гражданам или юридическим лицам незаконными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц. Ответчиками выступают главные распорядители денежных средств.

Публично-правовые образования могут создавать хозяйственные общества, товарищества за счет своего имущества, а также совместно с другими субъектами гражданско-правовых отношений.

Самостоятельным участником может быть только РФ, т.к. она является собственником имущества, находящегося за рубежом. От имени государства совершает и осуществляет внешнеэкономические сделки торговые представительства РФ за границей и иные органы исполнительной власти (Минфин РФ, ЦБ РФ).

Ответственность публично-правовых образований:

Публичные субъекты несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам, всем принадлежащим имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом.

2. Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.

3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.

4. Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

5. Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.

Исключения: РФ принимает на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципальных образований или юридических лиц, если указанные субъекты принимали на себя гарантию по обязательствам РФ.

Особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности (ст. 127 ГК РФ).

Стоит отметить, что государством правовые образования обладают определенными властными полномочиями, в соответствии с которыми возможно установить определенные критерии правоспособности для всех категорий лиц, участвующих в правоотношениях. В связи с тем, что государство выступает в качестве субъекта права и для установления его деликтоспособности необходимо базироваться на юридических и фактических возможностях. С данной точкой зрения возможно согласиться, однако, полагаем, что деликтоспособность государства, несмотря на принцип равенства, не должна и не может полностью совпадать по объему с деликтоспособностью других лиц.

Дееспособность юридических лиц

В гражданском законодательстве России отсутствует точное определение дееспособности юридических лиц. Мы считаем, что это может быть связано с искусственной природой юридического лица. Дееспособность юридического лица может быть реализована через органы управления, которые состоят из физических лиц. В связи с этим законодатель дает подробную характеристику дееспособности только лишь для физических лиц.

С.А. Степанов считает, что под дееспособностью юридического лица следует понимать способность юридического лица своими действиями приобретать гражданские права и нести гражданские обязанности через свои органы, которые действуют в соответствии с законодательством и учредительными документами. Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от имени хозяйственного товарищества или общества, производственного или потребительского кооператива, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Дееспособность юридического лица выступает необходимым условием для его участия в гражданском обороте. Наличие дееспособности означает, что юридическое лицо может приобретать, создавать, осуществлять и исполнять гражданские права и обязанности своими собственными действиями. Ведь организация - это организованный коллектив работников, в котором каждый выполняет определенные функции. Соответственно этому участие членов трудового коллектива в реализации гражданской дееспособности юридического лица различно. По мнению некоторых исследователей, проводить различие между правоспособностью и дееспособностью юридического лица нет необходимости. Связано это может быть с тем, что дееспособность юридического лица возникает одновременно с правоспособностью, а именно, при создании самого юридического лица.

Так, К. Артеменков утверждал, что, дееспособность юридического лица зависит от его правоспособности. Если юридическое лицо имеет потенциальную возможность для осуществления определенного права, то оно будет иметь потенциальную способность своими действиями приобретать и осуществлять это право.

Э.П. Гаврилов прямо указывает на то, что дееспособность является составной частью правоспособности.

O.A. Серова, с одной стороны, считает, что правоспособность юридического лица «совпадает» с дееспособностью и включает в себя как способность иметь права и нести обязанности, так и способность субъекта своими действиями приобретать права и создавать для себя обязанности, с другой стороны, исследователь в качестве исключения приводит пример с государственными унитарными предприятиями, которые согласно п. 2 ст. 3 ФЗ «O государственных и муниципальных унитарных предприятиях» основываются на праве хозяйственного ведения, и которые до момента завершения формирования уставного фонда вправе осуществлять только те права, связанные с учреждением унитарного предприятия.

По мнению O.A. Серовой, в данном примере показано, что правоспособность и дееспособность юридического лица могут не совпадать в полной мере. Я считаю, правоспособность и дееспособность юридического лица можно назвать зависимыми друг от друга категориями. Правоспособность и дееспособность находятся в постоянной связи друг с другом на всем пути существования юридического лица. Следовательно, поскольку правоспособность и дееспособность юридического лица неразрывно связаны, возникают и прекращаются одновременно, то проводить различие между ними нет смысла.

Для участия в гражданском обороте юридическому лицу необходима не только правоспособность, но и дееспособность. В отличие от граждан у юридических лиц право-и дееспособность возникает и прекращается одновременно. Наличие у юридического лица дееспособности означает, что оно своими собственными действиями может приобретать, создавать, осуществлять и исполнять гражданские права и обязанности.

Деятельность юридического лица - это, естественно, деятельность людей, составляющих организацию, ибо только люди способны к сознательным волевым действиям. Однако их роль в осуществлении дееспособности юридического лица различна. Одни своими действиями приобретают и создают для юридического лица права и обязанности, другие способствуют осуществлению уже приобретенных прав и выполнению обязанностей.

Приобретение и отчасти осуществление прав и обязанностей - прерогатива так называемого органа юридического лица. Орган юридического лица – это правовой термин, обозначающий лицо (единоличный орган) или группу лиц (коллегиальный орган), представляющих интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права без специальных на то полномочий (без доверенности). В соответствии со ст. 53 ГК именно через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Поэтому действия органа рассматриваются как действия самого юридического лица.

Юридическое лицо может иметь как один орган (директор, правление и т.п.), так и несколько одновременно (например, директор и дирекция, правление и председатель правления), причем они могут быть и единоличными, и коллегиальными. Органы могут назначаться, если у юридического лица единственный учредитель, или избираться, если участников (учредителей) несколько. Статья 174 ГК впервые вводит общее правило на случай совершения органом юридического лица сделок с превышением его полномочий, установленных учредительными документами. Подобные сделки могут признаваться недействительными только в том случае, если другая сторона знала или заведомо должна была знать о таком превышении.

Права и обязанности для юридического лица могут приобретать его представители, действующие на основе доверенности, выдаваемой органами юридического лица.

Осуществление приобретенных органом или представителем юридического лица прав и исполнение обязанностей (например, выполнение заключенных договоров), как правило, невозможно без целенаправленной деятельности всего коллектива работников организации. В той мере, в какой действия работников организации охватываются их служебными обязанностями, такие действия также рассматриваются как действия самого юридического лица, за которые оно несет ответственность (см. ст. 402 ГК).

Говоря о дееспособности юридического лица, априори подразумевается и деликтоспособность. Соответственно с момента создания юридического лица у него возникает обязанность по возмещению ущерба иным участникам гражданского оборота (деликтоспособность). Представим ситуацию: работник юридического лица причиняет вред имуществу или иным хозяйственным объектам другого субъекта гражданского права. Как следствие наступает предусмотренная законодательством ответственность, в результате чего юридическое лицо становится ответчиком в деликтном обязательстве, независимо от наличия или отсутствия лицензии на осуществление определенного вида деятельности. В связи с этим утверждение, что юридическое лицо деликтоспособно, (этот элемент никто не оспаривает), но лицензии нет, а потому недееспособно является ошибочным. Исходя из выше сказанного, говорить о разрыве момента возникновения правоспособности и дееспособности нельзя. Представляется, что правоспособность и дееспособность совпадают. Это вызвано не только тем фактом, что они возникают одновременно, но и потому, что другого, с точки зрения российского гражданского законодательства, быть не может. Необходимо так же заметить, что правоспособность и дееспособность не только совпадают, они вместе создают свойство правосубъектности. Участие юридического лица в гражданских правоотношениях возможно лишь при наличии признанной государством правосубъектности. Правосубъектность является основным элементом статуса юридического лица. Правосубъектность юридического лица, как и любого субъекта гражданского права, определяет его правовой статус и влияет на особенности правового регулирования участия в гражданском обороте данных субъектов гражданского права, и прежде всего, правила совершения ими гражданскоправовых сделок.

Ограничение правоспособности и дееспособности юридических лиц

В соответствии с п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении. В отношении юридических лиц изначально на законодательном уровне установлена разная правоспособность и предусматриваются ограничения. Точное определение правоспособности юридического лица имеет важное значение. Кашковский О.П. считает, что правоспособность является «условием участия юридического лица в гражданско-правовых отношениях, в частности, условием действительности любой сделки юридического лица».

Так, например, при удостоверении сделок, в которых участвуют юридические лица, обязательно проверяется их правоспособность, что не происходит в отношении физических лиц, которые совершают сделки. В отличие от физических лиц, дееспособность которых одинакова, юридические лица не равны по своему правовому статусу. Это выражается в том, физические лица могут иметь, приобретать и осуществлять гражданские права, которые не запрещены законом, и создавать, нести и исполнять не запрещенные законом гражданские обязанности (ст. 17, 21 ГК РФ). А юридическое лицо может только обладать гражданскими правами, имеющими отношение только к целям деятельности, которые предусмотрены учредительными документами юридического лица, и нести гражданскую ответственность, которая связана с этой деятельностью (п. 1 ст. 49 ГК РФ).

В обычных условиях разграничение данных понятий для юридических лиц не имеет особого значения, но является важным в процессе несостоятельности юридических лиц, так как банкротство – это правовой институт, который предполагает вмешательство в деятельность должника третьих лиц, что приводит к изменению гражданско-правового статуса должника. Среди ученых нет единой позиции, касаемо вопроса ограничения дееспособности и правоспособности юридических лиц в процессе банкротства.

По мнению А.А. Пахарукова, стеснение прав при процедуре банкротства является ограничением дееспособности, а в отдельных случаях - ограничение некоторых элементов правоспособности юридического лица, но это не влияет на объем его правоспособности в целом.

В свою очередь С.А. Карелина считает, что должник в деле о банкротстве обладает целевой правоспособностью в течение всего производства по делу (имеет возможность осуществлять только те права и обязанности, которые соответствуют целям процедур банкротства, осуществляемых в отношении него) .

Однако, позиции «ограничения правоспособности должника» придерживаются не все ученые. Например, А.Б. Агеева считает, что невозможно однозначно определить, что происходит с правосубъектностью должника в момент банкротства.

Таким образом, мнения ученых разделились, касаемо вопроса происходит ли ограничение правосубъектности юридических лиц при осуществлении банкротства или нет. Дискуссионным в настоящее время остается также вопрос о том, на каком этапе несостоятельности осуществляется ограничение дееспособности.

Как отмечает М.В. Телюкина, ограничение дееспособности происходит при проведении всех процедур банкротства.

В.В. Бородин полагает, что ограничение дееспособности возникает лишь в период процедуры наблюдения, а при введении процедур внешнего управления и конкурсного производства происходит лишение дееспособности юридического лица.

Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо рассмотреть ограничения, которые характерны для каждой стадии банкротства. В соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности» к неплатежеспособным должникам применяются наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение. Согласно ст. 64 ФЗ «О банкротстве» при осуществлении процедуры наблюдения к органам управления юридического лица применяются последствия в виде ограничений совершать некоторые виды сделок без согласия временного управляющего, а также запрета совершать ряд юридических действий, таких как принятие решений о создании филиалов, о реорганизации и т.д. Полагаем, что на данном этапе должник не лишается своей правоспособности в целом, но после введения процедуры наблюдения юридическое лицо уже не вправе осуществлять все права и обязанности самостоятельно, т.е. путем волеизъявления органов управления, поэтому следует говорить об ограничении дееспособности юридического лица.

В процессе финансового оздоровления органы управления должника, продолжая исполнять свои права и обязанности, ограничиваются в распоряжении своими средствами. В силу ст. 82 ФЗ «О банкротстве» законодателем устанавливается ряд ограничений: - без согласия собрания кредиторов должник не имеет право совершать определенные виды сделок (сделки, при совершении которых есть заинтересованность; сделки, связанные с отчуждением, приобретением имущества должника, если балансовая стоимость составляет более 5% стоимости активов должника; а также сделки, которые предполагают выдачу займов); - без согласия административного управляющего должник не вправе совершать некоторые виды сделок (сделки, вследствие совершения которых происходит увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5% суммы требований кредиторов, перевод долга, уступку прав требований, получение займов). Таким образом, все ограничения, возникающие на стадии финансового оздоровления, касаются ограничения сделкоспособности, которая является частью дееспособности должника. В соответствии с ФЗ «О банкротстве» при введении процедуры внешнего управления происходит прекращение полномочий органов управления должника, а полномочия руководителя должника и иных органов управления юридического лица переходят к внешнему управляющему.

Думается, что в процессе внешнего управления происходит ограничение правоспособности юридического лица, которое проявляется в том, что при проведении данной процедуры банкротства оно действует в рамках плана внешнего управления, который разрабатывается внешним управляющим и утверждается собранием кредиторов, что является его исключительной компетенцией. Ограничение дееспособности юридического лица выражается в том, что все меры, предусмотренные планом внешнего управления, осуществляются внешним управляющим (юридическое лицо не лишается дееспособности в полном объеме, так как его органы имеют право принимать ряд решений).

В период процедуры конкурсного производства правоспособность и дееспособность должника ограничиваются в большей степени по сравнению с другими стадиями банкротства. Они ограничиваются предписаниями ст. 126 ФЗ «О банкротстве» и главной целью конкурсного производства — соразмерным удовлетворением требований кредиторов.

Таким образом, правосубъектность юридического лица – должника ограничивается при введении любой процедуры банкротства. Однако данные ограничения присутствует на разных стадиях несостоятельности в большей или меньшей степени в зависимости от цели, которая преследуется при введении той или иной процедуры банкротства. Ограничение прав при процедурах банкротства является ограничением дееспособности, а в некоторых случаях - ограничением элементов правоспособности юридического лица, что не влияет на объем его правоспособности в целом.

Понравилась публикация?
1 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Милованова Алина Олеговна
#GigaZnatЬ
Подписчиков 7
20.02.2024, 22:23
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг440
⭐ Правосубъектность состоит из 3 составляющих:- правоспособность- дееспособность- деликтоспособность...
Подробнее
Неинтересно
0
0
Марк
Подписчиков 11
11.01.2024, 09:19
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1582
Фильм «Отроки во Вселенной» начинается со сцены празднования сорокалетия одного из членов экипажа,...
Подробнее
Неинтересно
0
0
Марк
Подписчиков 11
11.01.2024, 09:02
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1582
При обсуждении парадокса относительной заключённости договора,встретился вот какой комментарий...
Подробнее
Неинтересно
0
0
Андрей
Подписчиков 7170
31.10.2021, 21:11
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг10.6М
С 28 октября начались нерабочие дни, а также введены дополнительные ограничения из-за пандемии коронавируса.
Подробнее
Неинтересно
0
0
Андрей
Подписчиков 7170
28.10.2021, 09:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг10.6М
С 28 октября начнутся нерабочие дни, а также вводятся дополнительные ограничения из-за пандемии коронавируса.
Подробнее
Неинтересно
0