Лукин Владимир Викторович
Лукин В. В.Подписчиков: 131
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2216

Антитеррористическая защищенность объектов (территорий). Перспективы развития законодательства.

744 просмотрa
137 дочитываний
12 комментариев
Эта публикация уже заработала 13,15 рублей за дочитывания
Зарабатывать

В соответствии с пп. «д» п. 11 Концепции противодействия в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

С каждым годом органами власти уделяется все больше внимания указанной сфере правоотношений. После подготовки правил разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.12.2013 № 1244, в свет вышли требования к антитеррористической защищенности к различным объектам (территориям) (объекты образования, культуры, здравоохранения, торговли, связи, промышленности и ТЭК, водоснабжения и водоотведения и пр.).

Несмотря на отличия и специфику, все требования к АТЗ предполагают создание комиссий по обследованию и категорированию объектов (территорий) с целью установления каждому объекту надлежащей категории, отвечающей складывающейся обстановке.

На практике у организаций, эксплуатирующих такие объекты, возникает множество вопросов, связанных как с не понимаем приоритетности инженерно-технического оснащения, так с реализацией организационных требований (назначение ответственных лиц, разработка необходимой документации и пр.).

Сложности при реализации требований возникают и у органов власти, местного самоуправления (на территориях многих субъектов затягивались сроки формирования перечней объектов (территорий)).

Так, в 2015 г. после утверждения требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, органами местного самоуправления повсеместно сформированы перечни, включающие в себя объекты образования, здравоохранения, культуры и прочие. С целью реализации требований сформированы комиссии, проведены обследования, составлены паспорта безопасности, реализованы иные мероприятия.

В 2017 г. утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов культуры (ПП РФ от 11.02.2017 № 176), здравоохранения (ПП РФ от 13.01.2017 № 8)образования (ПП РФ от 07.10.2017 № 1235 (утратило силу)) с целью реализации которых вышеуказанные объекты пришлось обследовать уже в другом порядке.

В настоящее время закончилось общественное обсуждение проекта постановления Правительства РФ об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) предпринимательской деятельности.

К таким объектам относятся территории, здания, помещения, сооружения, оборудование, устройства, иные подобные объекты, транспортные средства, используемые юрлицами и ИП при осуществлении своей деятельности, направленной на получение прибыли от их пользования. Какие конкретно объекты подпадут под антитеррористические требования, пока не определено.

Перечни объектов будут утверждаться отдельно для каждого субъекта РФ, при этом единого перечня в общем доступе не будет. Уполномоченный орган субъекта должен письменно уведомлять соответствующих правообладателей объектов (территорий) предпринимательской деятельности о включении их в указанный перечень.

Все объекты разделят на три категории в зависимости от степени угрозы совершения на них террористического акта и масштаба его последствий. Категории по прогнозируемому количеству пострадавших или сумме ущерба:

Первая категория: более 1 000 человек или более 50 млн руб.

Вторая категория: от 200 до 1 000 человек или от 15 млн до 50 млн руб.

Третья категория: от 50 до 200 человек или от 5 млн до 15 млн руб.

Существует также проект постановления об утверждении требований к антитеррористической защищенности многоквартирных домов. Готовятся изменения в требования к антитеррористической защищенности объектов культуры.

Тенденции развития законодательства свидетельствуют о стремительной регламентации указанной сферы правоотношений, подчеркивающей, что обеспечение антитеррористической защищенности обязанность не только уполномоченных органов, но и каждого гражданина.

Стоит отметить, что в декабре 2019 г. глава 20 КоАП РФ дополнена статьей 20.35, устанавливающей ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности различных объектов.

За нарушение организациям грозит штраф от 100 тыс. до 500 тыс. руб., должностным лицам — дисквалификация от полугода до трех лет или штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Такое же наказание предусмотрено за воспрепятствование соблюдению указанных требований.

Закон вступил в силу с 16.12.2019, за исключением положений в части объектов (территорий) религиозных организаций, которые применяются с 1 мая 2020 г.

До этого, административная ответственность предусматривалась лишь за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов ТЭК.

12 комментариев
Понравилась публикация?
1 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Лукин Владимир Викторович
Комментарии: 12
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Алиса Дивеева
Подписчиков 40
28.03.2023, 12:22
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1801
В свете последнего соглашения между Россией и Белоруссией о размещении ядерного ...
Подробнее
Неинтересно
0
0
Максим
Подписчиков 368
08.02.2023, 00:18
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг21.1к
15 февраля Специальный объект (SF) и Группа по разоружению (DG) предложили ...
Подробнее
Неинтересно
0
1