"У нас капитализм!" должно стать лозунгом дистанционного обучения
"А если у меня нет Интернета (компьютера, айфона, ... как раньше учебника, тетради, ручки), то как я буду... ?" Интересно, а вот как учителя должно всё это волновать?
Капитализм может быть тут и не причём, тем более, что он у нас опять получил отрицательную оценку. Просто хочется повторить старую мысль, высказанную про образование много раз учителями ещё в давние времена: это, в первую очередь, нужно вам!
И опять о праве на образование
Так называемое дистанционное обучение вновь актуализировало тему содержания права на бесплатное общее образование ("Право на образование - это как?"). Родителей опять волнует, что же им (точнее, их детям) должны выдать при перемене формы предоставления образовательной услуги, как бы чего не потерялось, и, особенно, как бы самим чего лишнего не сделать "за бесплатно", и при этом ещё не пропустить раздачи всего бесплатного, что должны выдать. В этом плане заявления руководителей органов образования в СМИ выглядят порой почти как провокация. Все эти уверенные заявления о полной готовности школ к дистанционному обучению, всё это описание замечательных Интернет-платформ и онлайн-уроков ещё больше уверяет некоторую часть учащихся и их родителей в том, что им чего-то явно не додают. Причём, в данную категорию по иронии чаще входят именно те, кто не особенно добросовестно пользуется возможностью получать образование, их волнует не сами знания, умения и навыки, а сам факт получения чего-то им причитающегося: "моё, отдай!". А уж нужно оно им или нет - вряд ли сами это до конца осознают.
А что же говорит закон?...
А закон говорит, несмотря на желание некоторых политиков подлатать свой политический, а может заодно и денежный, капитал (см.: "Истерия вокруг дистанционного обучения - политики включились в коронавирусный флешмоб"), что дистанционное обучение с использованием электронных средств предполагает обязательность создания условий: "...для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся". (ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ в ред. от 01.03.2020 "Об образовании в Российской Федерации")
Это означает, что в образовательной организации (школе, например) создаются условия для функционирования информационно-образовательной среды - по пунктам: 1) информационные ресурсы - собственные базы данных или доступ (ссылки) на внешние, 2) работающий сайт и предоставленный доступ учащимся и их родителям к собственным или внешним обучающим площадкам через ссылки или помощь в регистрации (если нужно), 3) использование различных приложений для создание собственных учебных пособий или получения доступа к чужим, 4) использование сети Интернет, возможно, где-то имеются и локальные сети, ну и электронные СМИ (телевидение) тоже можно включить, 5) ну и технологические средства - собственные или заимствованные (привлечённые) компьютеры и сопутствующее им оборудование (микрофон, сканер и т.п.) и коммуникационные сети (провода, трансляторы и т.п.). Всё это для того, чтобы программа была предоставлена для изучения учащимися в полном объёме. То есть по некоторой аналогии с очной формой - учебники от школы, а уж портфель, ручки и тетради - свои.
"При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся". (ч. 4 ст. 16 того же федерального закона)
А никак не квартира учащегося или другое место (дача, больница и др.), где он находится. Поэтому вопрос: кто является ответственным за то, чтобы у обучающихся были в пользовании во время обучения электронные технические средства, подключенные к электронным коммуникациям? Правильно, родители или лица, их замещающие. Потому что именно они согласно ст. 44 всё того же федерального закона обязаны обеспечить получение их детьми общего образования. А государство и органы местного самоуправления оказывают им помощь в воспитании и развитии их детей. Помощь, а не замену без нужды!
Поэтому, если находятся спонсоры и появляется возможность что-то дополнительно бесплатно передать - надо говорить за это "спасибо", а не предъявлять претензии, что выдали что-то не то, что нравится.
Ну и никак не обязанность учителя решать вопросы с наличием Интернета, работой домашнего компьютера или айфона, да и вообще с его наличием. Учитель должен учить, а не брать на себя обязанности родителей.
Статья опубликована на канале "Записки строгого учителя" на ресурсе Яндекс. Дзен, ссылка на статью: "У нас капитализм!" - должно стать лозунгом дистанционного обучения"
Есть ли смысл от дистанционного обучения?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты