Как доказать, что контрагент не фирма - однодневка, а директор - не подставное лицо
Поставить сделку под сомнение – любимый прием налоговых инспекторов. Во-1 х, этот прием не требует выездной проверки – документы Вы итак представите по запросу, а во-2 х, признавая сделку недействительной, налоговый орган одновременно получает доначисления по НДС и налогу на прибыль. Часть претензий возможно оспорить в суде, но лучше заранее подготовить следующие документы по сделке и самому подготовиться
Исходя из практики, контролер сначала проверяет компанию: соответствуют ли сведения данным из ЕГРЮЛ, в порядке ли учредительные документы и прочее. Затем имели ли место фактические обстоятельства сделки: силы и средства для выполнения обязательств и пр. Цель одна: проверить обладает ли контрагент признаками фирмы - однодневки.
Учитывая изложенный порядок проверки и нужно готовить документы для контролера
1. По реальной сделке в бухгалтерии должны быть платежные документы, подтверждающие, что денежные средства действительно перечислялись. То есть доказательства того, что оплата по сделке получена контрагентом. А значит, доказательствами могут быть банковские выписки движения средств по счетам, которые предоставляются при сверке расчетов. Таким образом, доказав, что денежные средства действительно перечислялись и контрагент выполнил свои обязательства, возможно, отстаивать расходы по налогу на прибыль и вычеты по НДС, даже в том случае, если руководитель - контрагента является подставным лицом (ст. 252 НК РФ)
2. Документами, подтверждающие реальную хозяйственную деятельность, которые составляются при совершении основных видов договоров (поставки, продажи, подряда, услуг) являются документы о закупе материалов. А в случае перепродажи материалов: договоры и накладные, по которым производилась дальнейшая отгрузка товаров и документы об отпуске в производство, в случае, если товаром является сырье. А, значит, доказательствами могут быть документы о поступлении товар в распоряжение юрлица: складские квитанции и пр. отчетные формы по складу (пропуска, накладные о передаче товара). В противном случае суд откажет в иске.
3. Результатом выполнения договоров подряда является результат выполнения работ, то есть построенный или отремонтированный объект строительства. Подтвердить реальность сделки в этом случае возможно документами, указывающими на дальнейшее движение результата работ. Например, если по договору подряда приобретались нематериальные работы (логистике, погрузке - разгрузке, монтажу), то реальность договора подряда можно подтвердить актами приемки работ, калькуляциями и иными документами, подтверждающими их выполнение.
4. Результатом выполнения договора услуг являются отчеты, акты, web-аудио - видеозаписи), которые фиксируют процесс оказания услуг и результаты после него. Например, если приобретались кадровые услуги или обучения, то реальность сделки можно подтвердить приказами об изменении штатной структуры компании, а юридические услуги - актом выполненных работ
Вышеизложенное позволит существенно снизить риски в случае проверки контролером.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: