Толерантность в школе 2 – чего хотели и что получили
Эмблема санкт-петербургской программы "Толерантность"
Прошлая статья на тему толерантности в школе вызвала как внимание читателей, так и справедливую критику за свою сумбурность ("Толерантность в школе - что это за зверь?"). Тема оказалась обширная и одной статьи никак недостаточно. Поэтому родилась мысль продолжить тему в нескольких статьях, в каждой осветив тот или иной вопрос. Санкт-Петербург – отличный пример для нашего дискурса. Тем более, что в наступившем году должна закончиться вторая уже программа Правительства Санкт-Петербурга по продвижению толерантности: «Создание условий для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге». Первая охватывала 2006-2015 гг. и имела более длинное и звучное название: Программа гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений и т.д. и т.п. (программа «Толерантность»).
Чего хотели и хотят – цели и задачи
Цели как всегда благие – социальная интеграция и культурно-языковая адаптация, распространение идей гражданской солидарности, преодоление ксенофобий на почве расовой, национальной и религиозной розни. Всеобщее межэтническое межконфессиональное благоденствие. И первым же пунктом этой программы было – воспитание культуры толерантности через систему образования.
Какой самый наглядный признак благополучной реализации программы «Толерантность» может быть вне конкуренции? Самый быстрый и самый убедительный критерий? Один из ожидаемых социально-экономических эффектов, заложенных в самой программе – повысить эффективность расходов городского бюджета на обеспечение безопасности. То есть должна снизиться преступность. В первую очередь как со стороны мигрантов и иностранцев, так и в отношении них со стороны местных жителей. Вроде всё просто!
Фото: попробуйте угадать, что это – пропаганда толерантности или ещё что-нибудь.
Процесс: «Ложь – их главное оружие»
И каково же содержание всех этих прелестных начинаний? Именно «прелестных», так как в прошлом слово это означало злонамеренный обман. Потому как даже поверхностное знакомство с материалами по реализации программы «Толерантность» в школах вызывает впечатление поддельности её смыслов.
Реализация программы «Толерантность» и предполагалась, и проходила в основном через самые разные внеклассные и внешкольные мероприятия, то есть, как правило, игровые яркие, креативные, эмоционально наполненные. В любом случае всё это действо учащимся куда больше нравится, чем уроки. И что же подаётся под этим соусом?
Всё содержание мероприятий по продвижению толерантности в школе можно свести к одному лозунгу: «Уважать надо всё и всех, несмотря ни на что! И радоваться». И практически на каждом уроке толерантности, в каждом контенте невооружённым глазом видна подмена понятий, а проще говоря, ЛОЖЬ. Словом «толерантность» пытались, да и теперь пытаются подменить понятия доброты, сочувствия, прощения, взаимопонимания. И всё это делалось с такой настойчивостью, с таким рвением, что кажется: стоило только громко усомниться в ценностях толерантности и вечером можно ждать «воронок».
Вот такое смешение всех понятий и стандартов!
Никого не смущала и не смущает явная подмена национальных ценностей, да ещё и с привлечением авторитета великих людей, уж точно не имевших отношения к пропаганде толерантности.
«Что-то здесь не так…»
Просмотр и подборка материалов для статьи зародили одну мысль: программа «Толерантность» и ЛГБТ**-движение имеют один и тот же эстетический инструментарий: лозунги, эмблемы, цвета – школьников, может быть, готовят к восприятию гей-парада как привычного школьного мероприятия по толерантности? Те же радужные флаги – может потому прижилось сленговое «толераст» применительно, в первую очередь, к представителям сексуальных меньшинств. То же построение лозунгов и слоганов вокруг тезиса «все равно (все равны) и всё имеет право на существование».
Шествие по Университетской набережной Васильевского острова Санкт-Петербурга
Есть ли хоть какой-то положительный эффект?
Ну, смотря, что считать положительным. Стали ученики меньше ссориться? Нет. Исчезли сами собой всякие агрессивные группы в социальных сетях? Ну, если только из страха уголовного преследования, да и то не заметно. Наступило полное межрелигиозное согласие? Ничего подобного, детишки, прошедшие уроки толерантности, противостояли друг другу на «скверном майдане» в Екатеринбурге и вокруг Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Точно наблюдаемый эффект – всё больше теряется, читаемое когда-то у Маяковского: что такое хорошо и что такое плохо.
Кстати, о положительном эффекте - конкретный разговор с цифрами и схемами по поводу состояния преступности ещё впереди.
Продолжение следует. А начало здесь: "Толерантность в школе - что это за зверь?"
Статья опубликована на моём канале "Записки строгого учителя" на площадке Яндекс. Дзен под названием "Толерантность в школе 2 - чего хотели и что получили".