Уголовная ответственность за нелегальный техосмотр: что изменилось в реальности?
Краткое содержание :
Фото из открытых источников сети Интернет
Сейчас в СМИ и интернет-пространстве активно обсуждается введение уголовной ответственности за нелегальный техосмотр. Мнения, как всегда, разделились. Кто-то видит в этом возможность упорядочить рынок ТО в России, а кто-то прямо говорит, что подобная мера просто станет дополнительной нагрузкой на бизнес. Истина, как всегда, лежит где-то посередине.
Нет аккредитации в РСА? Тогда это незаконное предпринимательство
Напомню, что с 27 июля проведение техосмотра автомашины в соответствующем центре техобслуживания, не имеющем аккредитации в Российском союзе автостраховщиков (РСА), приравнивается к преступлению, предусмотренному ст. 171 Уголовного кодекса РФ (незаконное предпринимательство). За такое деяние предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо обязательных работ на срок до 480 часов, либо ареста на срок до 6 месяцев. Правда, только в том случае, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.
Другие новшества о прохождении техосмотра
При этом нелишне вспомнить, что в июне 2019 года были внесены изменения в федеральный закон от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств».
Нововведениями была введена фотофиксация процесса техосмотра, а также увеличены штрафы для операторов, которые продают диагностические карты без прохождения техосмотра. При этом за использование автомобиля без диагностической карты штраф для водителей, в соответствии со ст. 12.5 КоАП РФ, составит 2000 рублей.
Все эти новшества изначально должны были вступить в силу с июня нынешнего года, однако из-за пандемии коронавируса этот срок перенесли на один год.
К слову, в связи с пандемией коронавируса с апреля 2020 года разрешено оформление полисов ОСАГО на транспортные средства без соответствующей диагностики в срок до 30 сентября. Сама же периодичность техосмотров теперь следующая: на 4 года от него освобождаются новые легковые автомобили, автомобили со сроком эксплуатации от 4 до 10 лет проходят его раз в 2 года, а для автомашин старше 10 лет он является ежегодным.
При этом таксисты должны проходить техосмотр раз в полгода. Что, наверное, и правильно.
Как работали, так и будем работать…
Но вернемся к введению уголовной ответственности за проведение техосмотра автомобиля без аккредитации в РСА.
Владивосток, где проживает автор, город автомобильный. Поэтому потребность в получении полиса ОСАГО и прохождении техосмотра достаточно большая. Спрос, как известно, рождает предложение. И пройти техосмотр в столице Приморья больших проблем не представляет.
Я поговорил с некоторыми представителями организаций, осуществляющих техосмотр транспортных средств. Все они убеждены – введение уголовной ответственности за выдачу диагностических карт без соответствующей аккредитации принципиально ничего не меняет в их повседневной деятельности.
Как известно, все данные по результатам технического осмотра должны обязательно размещаться в Единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. А получить к ней доступ возможно только после аккредитации в РСА – по-другому никак. Поэтому организации, занимающиеся проведением ТО давно, уже получили необходимую аккредитацию. Учитывая, что сделать это не так уж и сложно.
«Конечно, есть люди, которые работают без аккредитации, – рассказал мне специалист «Техцентра» Сергей Беляев. – Но у них диагностические карты получаются просто липовыми, хотя и дешевле, чем у остальных. Поэтому и клиентов мало. Ну кто захочет рисковать из-за нескольких сотен рублей? Все же проще сделать техосмотр в аккредитованной организации…»
Поэтому можно сделать вывод: вряд ли в ближайшее время будет возбуждено большое количество уголовных дел по ст. 171 УК РФ в отношении фирм, проводящих техосмотр без соответствующей аккредитации. По одной причине – таких организаций достаточно мало.
С другой стороны, любое ужесточение наказания в сфере предпринимательской деятельности влечет за собой повышение риска для бизнеса. Поэтому руководители СТО не исключают вероятности повышение тарифов на техосмотр транспортных средств, в том числе и за введение уголовной ответственности для этой сферы предпринимательской деятельности. Правда, не прямо сейчас и на относительно незначительную сумму, но все же… Впрочем, скоро автомобилисты увидят все сами.