Субсидии в финансовом праве
Краткое содержание :
Разберемся с начала
Субсидиями, в соответствии со ст. 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, признаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Данное определение дается лишь одному из видов субсидий – субсидиям бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета Российской Федерации.
В свою очередь, ст. 138.1 гласит, что под субсидиями федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации в целях софинансирования исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий, отнесенных к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами, а также при предоставлении грантов федеральным государственным учреждениям из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Если сопоставить два определения, содержащихся в статьях 132 и 138.1 Бюджетного кодекса соответственно, можно выделить общую особенность, что субсидиями именуются межбюджетные трансферты, предоставляемые в целях софинансирования исполнения тех или иных обязательств.
Помимо легального определения, есть и определение, сложившееся в доктрине, согласно которому субсидии понимаются как денежные выплаты, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета, а также выплаты специальных фондов для юридических и физических лиц, местных органов власти, других государств. В данном определении можно отметить, что здесь поименован полный перечень субъектов и объектов, участвующих в предоставлении субсидий.
Также встречается и еще одно определение. Субсидия – это материальная помощь, выраженная в денежной величине, со стороны государства, местных органов самоуправления или социального фонда. Получателями помощи могут быть как физические лица, так и организации.
Справедливо отметить, что доктринальные определения более содержательны и вмещают в себя все виды субсидий, имеющихся в законе.
Что касается видов субсидий, то, в первую очередь, их можно поделить на две большие группы:
• субсидия — межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях софинансирования расходных обязательств нижестоящего бюджета;
• субсидия — денежные средства, предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим лицам (не являющимся бюджетными учреждениями) и физическим лицам.
Данное деление имеет доктринальный характер и разделяет легальные виды субсидий, которые в количестве 6 штук поименованы в законе, а именно:
• субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета Российской Федерации (ст. 132 БК РФ);
• субсидии федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации (ст. 138.1 БК РФ);
• Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из бюджета субъекта Российской Федерации (ст. 138.3 БК РФ);
• субсидии местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации (ст. 139 БК РФ);
• субсидии бюджету субъекта Российской Федерации из местных бюджетов (ст. 142.2 БК РФ);
• субсидии бюджетам муниципальных образований из местных бюджетов (ст. 142.3 БК РФ).
Существует еще две классификации:
1. По виду предоставления:
• В денежной форме. Выплата предоставляется физическим и юридическим лицам из бюджетных и внебюджетных фондов. Например, субсидия на оплату жилья.
• В качестве внебюджетного трансферта. Оказание помощи нижестоящему бюджету. Например, финансирование местного бюджета региональным бюджетом.
2. По типу реализации:
• Прямое субсидирование представляет собой оказание материальной помощи в разных сферах. Финансирование осуществляется открыто. Например, предоставление субсидии военным на приобретение жилья или финансирование научной лаборатории.
• Косвенная субсидия представлена в виде налоговых и кредитных льгот. Например, ипотечная программа «Молодая семья», налоговый вычет определенным категориям граждан, сниженная налоговая ставка для некоторых юридических лиц.
• Перекрестная субсидия — это покрытие убытков одной сферы экономики за счет прибыли в другой с помощью методов государственного регулирования. Например, покрытие убытков транспортировки одного вида товаров за счет других.
В рамках данного эссе также хотелось бы осветить вопрос о свойствах субсидии. К основным ее свойствам можно отнести:
• безвозмездную передачу средств (возможен возврат средств);
• целевой характер;
• наличие заранее установленных условий для получения средств;
• софинансирование (на условиях долевого финансирования).
Таким образом, субсидию отличает то, что субсидии выделяются на строго определенные цели и средства предоставляются безвозмездно. При этом возврат требуется только в том случае, если деньги были потрачены не на выделяемые нужды. Выплаты могут производиться не только из государственного бюджета, но и из бюджета регионов.
Подводя итог, важно отметить, что институт субсидий является важной и, более того, неотъемлемой частью всего бюджетного процесса в стране, а его достаточная регламентация в законе (что встречается не так часто в отечественном законодательстве) позволяет функционировать данному механизму четко и слаженно.