Двойные ценники в магазинах: неужели нас перестанут обманывать?
Краткое содержание :
Пакет молока объемом 950 миллилитров, вместо литра упаковка гречки 900 граммов вместо килограмма, пачка сливочного масла весом 180 вместо 250 граммов и 9 яиц вместо десятка. На что только не идут маркетологи, ритейлеры и производители, чтобы обхитрить покупателей, однако теперь предложено покончить с этими шалостями.
Для потребителя 5 миллилитров молока – ерунда, а для производителя – серьезная экономия. С миру по нитке плетется кружевное полотно наценки в нашей стране.
Против таких финтов выступил Союз потребителей России, там предложили обязать все торговые точки использовать двойные ценники – во-первых, должна быть указана цена единицы товара, например за 250 граммов в упаковке сосисок, а во-вторых, стоимость за килограмм или литр в случае с жидкостями.
По мнению авторов инициативы, это лишит производителей товаров желания мухлевать с объемом и весом товаров.
Пошло в массы
Это уже делается частью торговых сетей. Например, можно это увидеть в некоторых отделах "Ашана" или "Метро". Указывается пересчитанная стоимость на единицу товара, что очень помогает покупателям сделать правильный выбор, с точки зрения сравнения цен.
В настоящее время у продавцов есть выбор, какую стоимость отображать на ценнике: за фактический вес товара, за килограмм или за 100 граммов. Последний вариант очень популярен и работает на уровне психологии и подсознания. Покупатели охотнее берут, например, сыр, если перед глазами меньшая цена. Не устрашающие 2000 рублей за килограмм, а 200 рублей за 100 граммов. Казалось бы, то же самое, но трюк работает.
Ну а сокращение веса или объема – это вообще классика жанра. Раньше все пачки масла по 250 граммов – и все, просто выбираешь производителя. Теперь же, чтобы просчитать выгоду, приходится в голове постоянно калькулировать, потому что есть пачка масла весом 180 граммов, есть по 160, по 100 и так далее.
Для производителей изменение веса товара и упаковки для него, кстати, весьма недешёвый процесс. Приходится перестраивать всю производственную линию в надежде, что эти затраты окупятся, и судя по весовому разнообразию на полках они окупаются.
С молоком и другими жидкостями – другая история, тут размер тары можно не менять, а просто чуть-чуть недолить, чем, собственно, и пользуются производители.
В случае с молоком, если мы посмотрим, то сейчас непросто найти реальный литр молока или кефира. У многих производителей классическая бутылка содержит меньше 1 литра, 930, 900, у всех по-разному, иногда даже 800 миллилитров.
Если инициатива Союза потребителей найдет поддержку, то часть производств, вероятнее всего, вернется к более круглым цифрам граммовки литража.
Зная, как работают маркетологи, возможно, на упаковке даже могут появиться слоганы по типу «Честный 1 литр!» или «9 яиц хорошо, а 10 лучше».
Когда-то существовал контроль веса, городская булка должна была весить 250 граммов и ни граммом больше, и торговая наценка не более 20%, но затем пришёл капитализм и свободный рынок. Хорошо это или плохо, можно много дискутировать на этот счет. Однако с точки зрения как потребителя, наценка 100–200%, а то и 500% – это что-то за гранью.
Кстати, самый высокомаржинальный товар – это бутилированная вода. Стоимость одного литра простой питьевой воды составляет не более 2 рублей, а на полке магазина среднестатистическая литровая бутылка воды стоит от 30 рублей и выше.
Странно, что цену на бензин все еще указывают за литр. Было бы забавно: приезжаешь на одну заправку, там за единицу измерения взяли, например, 930 миллилитров, а на другой – 970. Впрочем, так оно чаще и бывает, просто нам об этом не говорят.