Себестоимость – что это?
Краткое содержание :
Любая деятельность по производству той или иной продукции связана с использованием первичного сырья для переработки, потреблением топлива, энергии, амортизационными расходами на оборудование, оплатой за труд работников, отчислением платежей государству в виде тех или иных налогов, а также других затрат, без которых невозможно обойтись.
Факторы
Внутренние
На себестоимость продукции влияют как внутренние, так и внешние факторы. Они могут как способствовать снижению себестоимости, так и препятствовать.
К первой группе, внутренним факторам, я отнес бы все, на что руководство той или иной финансовой структуры может оказать влияние: прежде всего это автоматизация производства, оптимизация системы управления предприятием, внедрение новых технологий, контроль качества выпускаемой продукции и т.д.
Не буду оригинален, в качестве примера часто приводят организацию производства на предприятиях Генри Форда уже в 20–30-е годы прошлого века.
Внедрение бесперебойной конвейерной сборки, сокращения временных затрат, правильная организации питания сотрудников, ряд иных мероприятий способствовали повышению доходности предприятий. При этом к ним не применялся «популярный» до настоящего времени прием увеличения доходов – меньше платить за выполненную работу. Более того, тарифные расценки у Форда были одними из самых высоких в США.
Полагаю, что для решения задач снижения себестоимости можно взять на вооружение функционально-стоимостной анализ (поэлементный экономический анализ) – это пример отдельной область прикладной науки.
Основоположниками можно считать американца Майлза М. и нашего соотечественника, ученого Соболева Ю.М.
Внешние
Внешние факторы – это обстоятельства, на которые руководители организации не могут повлиять: прежде всего – налоги, их устанавливает государство; изменения цен на сырье, их устанавливает рынок; мода (очень капризна); стоимость доставки грузов или стоимость оказания иных услуг. На внешние факторы оказать влияние нельзя, но нельзя их не учитывать.
Внутренние и внешние факторы более предметно
На первом месте надо поставить производительность труда. Этот фактор влияет не только на себестоимость, но и на скорость оборачиваемости капитала.
Есть постоянные затраты. Если работник за рабочее время выпустил вдвое больше продукции, рост прибыльности принимает значение больше 100%, что значит не только двойное увеличение нормы прибыли, но и сокращение периода оборота вдвое.
Иными словами, если работник за определенное время, получая определенную заработную плату, произведет больше продукции, то он принесет фирме сверхприбыль. Нужно учитывать, что переменные расходы (энергетические ресурсы, амортизация оборудования, сырье) возрастут пропорционально, а постоянные (например, аренда производственных помещений) сохранятся на приблизительно прежнем уровне.
Второй фактор касается автоматизации, организации труда по конвейерному принципу.
Чем меньше человеческий фактор, тем более экономия на оплате труда. Даже более того, автомат меньше допускает брака. Как следствие – повышение качества продукта.
Третье, на что обращает внимание каждый экономист: рентабельное производство прежде всего подразумевает прибыль. Производство необходимо максимально оптимизировать. Это прежде всего снижение доли отходов, оптимизация энергоемкости, можно определить количество административного персонала на предприятии (административный персонал не производит продукцию) и другие затратные статьи.
Четвертый внутренний фактор – оптимизация логистики и выстраивание партнёрских отношений. Прежде всего это закупка сырья по приемлемым ценам, необходимо учитывать, что поставщик также заинтересован в вас, как и вы в нем.
В-пятых, эффективный способ получить доход от побочных видов деятельности. Достаточно часты случаи предоставления производственными предприятиями услуг непрофильного характера (транспортных, сервисных, аренда и пр.).
Нельзя не отметить, что любая организация должна заниматься повышением уровня квалификации работников. Есть два подхода к этой проблеме, к сожалению, прямо противоположные.
Приверженцы «фордовской» организации считают, что любой человек, прошедший простой инструктаж, мог приступить к выполнению трудовых обязанностей.
Другой вариант – «Не изучил – не лезь».
Вообще-то дома можно чайник в розетку включить, а в офисе должен быть допуск хотя бы по 1 группе по электробезопасности по законодательству РФ.
Обе подхода имеют право на существование, но во втором случае нужно обучать персонал.
Повышение рентабельности
Постоянный контроль эффективности и необходимости затрат является важным фактором повышения рентабельности.
Под соответствием расходов (релевантностью) нужно учитывать выявление зависимости величины затрат от тех или иных решений руководства (менеджмента).
Перечисленные факторы в большинстве случаев действуют применительно не только к условиям производственного предприятия, но и при оказании услуг.
Оценка рентабельности привлечения инвестиций
Общая рентабельность организации зависит от того, насколько эффективно она пользуется кредитными средствами.
Нужен ли предприятию кредит
Оценку пользы кредитов (внешних инвестиций) можем определить с помощью простой формулы, так называемый эффект финансового рычага (ЭФР).
Соответственно, у него два рычага. Первый показывает насколько дороже или дешевле обходится заемный капитал по сравнению с эффективностью предприятия. Второй демонстрирует соотношение собственных и привлеченных средств.
Расчёт производим согласно с банковской ставкой.
Формула расчета финансового рычага
ЭФР – показатель эффекта финансового рычага;
НС – действующая налоговая ставка на прибыль, %;
ROA – общая рентабельность предприятия, %;
С – ставка, под которую привлечены заемные средства (инвестиции);
СК – сумма собственного капитала, руб.;
ЗК – сумма заемного капитала, руб.
Эффект такого расчета для предприятия:
- во-первых, нужно ли привлечение инвестиций;
- во-вторых, насколько экономически выгодно.
Корректирующая составляющая, находящаяся в самом начале формулы, вносит поправку на налог, подлежащий уплате в бюджет.
Первое «плечо» называется дифференциалом и указывает на целесообразность привлечения сторонних средств как таковых. Если разность (ROA – С) будет отрицательной, то в этом случае предприятия будет вынуждено уплачивать инвесторам дивиденды, превышающие сумму заработанных с их помощью денег. Второе звено рычага демонстрирует соотношение собственных и заемных средств. Чем оно меньше, тем большую долю прибыли придется отдавать инвесторам. Для общего понимания смысла привлечения заемного капитала корректирующая составляющая (1 – НС/100%) в большинстве случаев не играет роли, так как фискальные ставки относятся к внешним факторам, влияющим на рентабельность.
Значение корректора проявляется, если видов деятельности у предприятия несколько, и они облагаются налогами по-разному. Второй вариант – фирма открыла отделение в офшоре или другой стране.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: