Миллиарды на ветер. Силуанов потратил деньги ФНБ на поддержку Аэрофлота
Официальное подтверждение пришло. Министерство финансов потратило 41 млрд. Рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на покупку акций Аэрофлота, выпущенных в результате дополнительной эмиссии. Более абсурдное применение деньгам ФНБ найти сложно.
Но разберем все по порядку
#россия #политика #экономика #финансы #аэрофлот
Антон Силуанов
Для начала вспомним тот факт, что несколько лет подряд министр финансов (а, ранее, первый вице-премьер) Антон Силуанов скептически относился к инвестициям средств ФНБ в реальный сектор экономики. Даже тогда, когда стало понятно, что заветная планка в 7% ВВП преодолена, Силуанов все никак не мог определить принцип инвестирования средств Фонда.
И вот сейчас Минфин внезапно решил поучаствовать в SPO Аэрофлота, купив 682 млн. акций авиаперевозчика за 40.9 млрд. Рублей.
Нынешний кризис образовал дыру в финансовом балансе Аэрофлота в размере 80 млрд. Рублей, в связи с чем было принято решение о выпуске дополнительного объема акций. В начале октября они были успешно проданы на фондовом рынке. Из них на 50 млрд. Рублей "закупилось" государство. 40.9 млрд. - ФНБ и 9.1 млрд. - РФПИ.
Теперь попробую кратко объяснить, почему данное вложение является абсурдным.
И так, акции Аэрофлота были закуплены по цене 60 рублей за единицу. Это довольно низкая стоимость. Сейчас ценные бумаги авиаперевозчика, в виду кризиса, находятся на максимально низком уровне. Плюс помним о стратегии развития авиакомпании, которая к 2028 году планирует удвоить количество перевезенных пассажиров с нынешних 60 млн. до 120 млн. в год.
Соответственно, имеются все предпосылки к тому, что в ближайшие годы следует ожидать существенного роста акций компании как минимум до 100 рублей за единицу или же на 66%. Таким образом, вложенные 40.9 млрд. Рублей могут превратиться в 67.9 млрд.
Также проанализируем дивиденды. Говорить о выплатах, в виду кризиса, возможно лишь с 2022 года. Дивидендная доходность Аэрофлота, в среднем, составляет 5-6%. Для простоты расчетов не будем высчитывать их размер в ценах 2020 года после потенциального роста стоимости акций. Грубо говоря, дивиденды окупят вложения в течение 15-20 лет, что для инвестиций ФНБ является вполне приемлемым сроком.
Таким образом, если анализировать техническую сторону вопроса, то вложения ФНБ в Аэрофлот, в теории, могли бы быть достаточно неплохим действием. Фонд бы получил двойную выгоду: как от роста стоимости акций, так и от постоянно увеличивающихся дивидендов.
И это было бы так, если бы Министерство финансов Антона Силуанова двигалось в парадигме государственного капитализма, используя различные инструменты экономической политики. Но Силуанов тянет каждую копейку в федеральный бюджет. Согласно закону, принятому в конце 2015 года, все доходы ФНБ зачисляются не в Фонд, а в федеральный бюджет. Срок действие закона до 2024 года. Поскольку Фондом национального благосостояния управляет Минфин, есть существенный риск, что срок будет продлен. В противном случае Силуанов попытался бы изменить закон после покупки Фондом акций Сбербанка, дивиденды от которого также идут в федбюджет. Это означает, что нынешняя политика Министерство финансов полностью устраивает.
Таким образом, акции Аэрофлота будут лежать мертвым грузом на балансе ФНБ. Даже если их стоимость вырастет в два или три раза, практического толка от этого не будет. Ликвидная часть, которую можно было бы потратить на финансирование иных перспективных проектов, в ближайшее время в ФНБ не вернется. Исходя из этого, покупку акций Аэрофлота за счет средств ФНБ можно назвать даже не полумерой, а полностью абсурдным действием.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить! Не забываем ставить лайк:)