Документы для вашего сайта – что нужно знать?

1 258 просмотров
657 дочитываний
14 комментариев
Эта публикация уже заработала 34,35 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Довольно часто задают этот вопрос, обычно предполагая, что нужны все документы, которые видели на других сайтах. Однако далеко не все документы, которые есть на других сайтах нужны на вашем сайте. Чтобы понять какие документы нужны на сайте именно вам, попробуем разобраться какие они бывают и для чего предназначены.

Оферта

Самым распространённым и часто встречаемым на многих сайтах документом является оферта. Оферта – это предложение заключить договор на определенных условиях, т.е. тот, кто разместил, предлагает читающему ее заключить договор.

Оферта – это предложение, а акцепт – это согласие с этими условиями. Акцептовать оферту можно по-разному: например, проставив галочку, осуществив оплату или какого-то целевое действие на сайте.

Самое главное не следует называть оферту «договор оферты» или «договор-оферта». Это является юридически некорректным и сразу показывает невысокий уровень составителя этого документа. Поэтому нужно стремиться размещать правильные документы на сайте и, соответственно, правильно писать просто «оферта».

Пользовательское соглашение

Пользовательское соглашение \– это вовсе не отдельный договор, а все та же самая оферта, просто называется она по-другому.

В российских реалиях пользовательское соглашение применяется, когда речь идет о безвозмездных отношениях, т.е., например, тогда, когда никто никому ничего не должен заплатить, просто человек, который использует сайт, использует его по определенным правилам, которые установил правообладатель сайта. А вот офертой на российских сайтах называются документы, которые регулируют какие-то возмездные отношения, т.е. когда кто-то кому-то что-то должен заплатить.

Оферта или пользовательское соглашение?

Исходя из вышеуказанной информации получается, что в зависимости от сайта может быть или пользовательское соглашение, или оферта, или они вместе. Но вот, например, для корпоративного сайта вообще какого-то документа не требуется. На него люди просто заходят и знакомятся с информацией, которая на нем находится. И зачем там какое-то пользовательское соглашение? Что там регулировать? Там даже личного кабинета нет и зачастую пользователь не может оставить информацию, которая будет отражена. Поэтому там документы не нужны.

А вот интернет-магазин – совершенно другое дело. Здесь происходит купля-продажа товара и несмотря на то, что эта отрасль достаточно урегулирована Законом «О защите прав потребителей» и Правилами дистанционной продажи товаров, есть определенные нюансы, которые обязательно стоит предусмотреть. Например, в каком порядке возвращается качественный товар; насколько продавец несет ответственность за своего нерадивого курьера; как возвращаются деньги в случае поставки некачественного товара и т. д.

Для социальной сети достаточно пользовательского соглашения, если нет каких-то товарно-денежных отношений. Там предусматривается, как пользователь должен себя вести, что он вправе делать, а что нет, как следует вести себя администрации, если пользователь ведет себя некорректно. Например, администрация может заблокировать его аккаунт или просто удалить.

Когда речь идет о доске объявлений, сайте по типу Авито, то тут уже актуально два документа:

  • пользовательское соглашение, которое в целом устанавливает правила взаимодействия между продавцами и покупателями,
  • а также оферта, устанавливающая правила о том, как пользователь может заплатить сервису и поднять свое объявление выше или его выделить каким-то способом.

Самое большое количество документов, как правило, необходимо для агрегаторов или маркетплейсов.

Во-первых, агрегатор устанавливает определенные правила для всех участников в пользовательском соглашении.

Во-вторых, агрегатор выступает агентом для продавца по продаже товаров и приема его денежных средств.

В-третьих, агрегатор обеспечивает заключение договора между продавцом и покупателем на определенных условиях, и эти условия отражаются в еще одной оферте. Здесь много документов, и они должны быть между собой взаимосвязаны, а это, как правило, очень трудоемкая работа, которая требует времени и полного погружения всех сторон.

Персональные данные

Теперь о персональных данных и тут вполне очевидно, что многие владельцы сайтов будут утверждать, что не являются операторами. Однако любая организация, которая зарегистрировалась и начала обрабатывать персональные данные своего директора, при заключении трудового договора уже является оператором. Таким образом, сразу напрашивается вывод, что примерно все являются операторами персональных данных, а значит должны соблюдать законодательство о персональных данных и разместить соответствующие документы у себя на сайте.

Политика в отношении обработки персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных – это документ самого общего характера, который устанавливает, как компания обрабатывает персональные данные своих пользователей.

С этим документом не надо соглашаться, а он просто должен быть для того, чтобы не оштрафовали за его отсутствие. Его нужно разместить в подвале сайта, разумеется активной ссылкой.

Согласие на обработку персональных данных

Согласие на обработку персональных данных лучше размещать в каждой форме, в которой собираются персональные данные. Напоминаю, что персональными данными может быть даже просто электронная почта.

Пользователь может по-разному дать свое согласие на обработку персональных данных. Например, в чекбоксе (флаговая кнопка для выбора действия) может быть текст: «Я даю согласие на обработку персональных данных, нажимая кнопку оплатить», а слово «согласие» выделено гиперссылкой. И это вполне нормальные действия.

Можно перестраховаться и разместить специальный чекбокс, где пользователь поставит галочку, выражая согласие на обработку персональных данных. Но главное – нельзя предустановить чекбокс за пользователя. Роскомнадзор относится к этому весьма подозрительно и не любит таких действий.

Что грозит?

Что грозит за неразмещение документов, касающихся персональных данных на сайте? За отсутствие политики обработки персональных данных грозит штраф от 15 000 до 35 000 рублей. За отсутствие согласия на обработку персональных данных – от 15 000 до 75 000 рублей.

Также хотелось бы предостеречь еще от штрафов, которые можно получить по статье 13.11 КоАП РФ. Следует отвечать на запросы субъектов персональных данных, если они интересуется наличием своих данных, просят их уточнить, актуализировать, внести изменения или вообще удалить. Если реакция на такие запросы будет некорректной или несвоевременной, то вероятно получение соответствующего штрафа.

14 комментариев
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 14
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Симонова Екатерина Анатольевна
Подписчиков 24
02.05.2024, 15:50
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг22.7к
На сегодняшний день мало тех, кто никогда не сталкивался с мошенниками или «холодными» обзвонами.
Подробнее
Неинтересно
0
6
Пяткина Лилия Раульевна
Подписчиков 715
11.12.2023, 10:24
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг57.3к
Дорогие друзья, уважаемые коллеги!Буквально два месяца назад у меня была опубликована ...
Подробнее
Неинтересно
0
2
Гуденкова Елена Викторовна
Подписчиков 6901
07.05.2024, 13:48
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1.2М
Сегодня практически нет людей, которые не пользуются банковскими услугами. Даже пенсионеров,...
Подробнее
Неинтересно
0
9
Швайцер Александр Александрович
Подписчиков 1206
19.04.2024, 18:01
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг670.3к
Разрешено ли раскрытие кредитором персональных данных должника (сведений о должнике, наличии ...
Подробнее
Неинтересно
0
0
Суровцева Лилия Рустамовна
Подписчиков 16926
19.04.2024, 01:41
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг7.1М
"Когда я увидела ответ на обращение, я обалдела от наглого вранья сотрудников маркетплейса":...
Подробнее
Неинтересно
0
30
Евгения
Подписчиков 84
17.04.2024, 09:50
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг159.2к
В мире электронной коммерции заполнение карточек на товар является ключевым элементом успеха.
Подробнее
Неинтересно
0
0