Срок выплаты по ОСАГО, или Почему стоит получать почту
Краткое содержание :
Рыба об лед
Как же много проблем возникало у автовладельцев при попытках получить страховую выплату... Отказы в возмещении ущерба возникают повсеместно, и уже неважно, какая фигурирует страховая компания. Обстоятельств, послуживших основанием для отказа, огромное множество. Но сегодня обсудим один из самых распространенных случаев: страхователь не получил направление на ремонт, но страховая утверждает, что все было направлено и в связи с этим отказывает в осуществлении ремонта или выплате компенсации.
Сейчас, когда у каждого есть мобильный телефон, многие привыкли, что связь осуществляется с помощью звонков и смс. Однако официальные документы чаще направляются почтовым отправлением. Особенно опасно это, когда сотрудники организации всегда связываются с тобой по телефону, а в самый важный момент не выходят на связь и отправляют информацию письмом.
Ни для кого не секрет, что получить почтовое отправление не всегда самая легкая задача: то уведомление пришлют поздно, то вы работаете в то же время, что и почтовое отделение, то уведомлений о письме и вовсе не было.
Достаточно много споров вызывали ситуации, когда произошло ДТП, автомобиль осмотрен экспертом страховой компании, но направления на ремонт так и нет. Пострадавшие, желая получить деньги, обращаются к независимому эксперту, оценивают ремонт и обращаются в суд. И достаточно часто суды вставали на сторону пострадавших и взыскивали возмещение ущерба со страховой компании. Суды принимали во внимание, что направление на ремонт не было получено автовладельцем.
Практика ВС РФ
Однако Верховный суд указал, что высылка страховщиком направления на ремонт посредством почтовой связи в течение 20 календарных дней со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховом возмещении свидетельствует о надлежащем исполнении страховой компанией обязанности по выдаче направления на ремонт, даже в том случае, если адресат не получил такое письмо.
Верховный суд не согласился и с позицией нижестоящих инстанций, что представленную копию направления на ремонт нельзя принять во внимание при разрешении спора. Если в ней указан сервис, который займется восстановлением машины, и срок (не больше 30 дней), а также сумма расходов на ремонт. Этих сведений, посчитал Верховный суд, вполне достаточно.
Правовая позиция
Статья 1 № 49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"» гласит, что страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется (за исключением случаев, установленных пунктом 16.1 настоящей статьи) в соответствии с пунктом 15.2 настоящей статьи или в соответствии с пунктом 15.3 настоящей статьи путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре).
Страховщик после осмотра поврежденного транспортного средства потерпевшего и (или) проведения его независимой технической экспертизы выдает потерпевшему направление на ремонт на станцию технического обслуживания и осуществляет оплату стоимости проводимого такой станцией восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего в размере, определенном в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, с учетом положений абзаца второго пункта 19 настоящей статьи.
Согласно пункту 21 статьи 12 Закона об ОСАГО, в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, а в случае, предусмотренном пунктом 153 данной статьи, 30 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или после осмотра и (или) независимой технической экспертизы поврежденного транспортного средства выдать потерпевшему направление на ремонт транспортного средства с указанием станции технического обслуживания, на которой будет отремонтировано его транспортное средство и которой страховщик оплатит восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства, и срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховом возмещении.
В силу пункта 4.22 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, являющихся приложением № 1 к Положению Банка России от 19 сентября 2014 г. № 431-П (далее – Правила ОСАГО, в редакции от 16 апреля 2018 г.), страховщик рассматривает заявление потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и предусмотренные пунктами 3.10, 4.1, 4.2, 4.4-4.7 и 4.13 данных Правил документы в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, а в случае, предусмотренном пунктом 4.17.2 этих Правил, 30 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, с даты их получения.
В течение указанного срока страховщик обязан составить документ, подтверждающий решение страховщика об осуществлении страхового возмещения или прямого возмещения убытков, фиксирующий причины и обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, являющегося страховым случаем, его последствия, характер и размер понесенного ущерба, размер подлежащей выплате страховой суммы (далее – акт о страховом случае), и произвести страховую выплату, а в случае возмещения вреда в натуре – выдать потерпевшему направление на ремонт (в последнем случае акт о страховом случае не составляется страховщиком) либо направить в письменном виде извещение об отказе в страховой выплате или отказе в выдаче направления на ремонт с указанием причин отказа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 165 Гражданского кодекса Российской Федерации, заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Вывод
При обращении в организации всегда стоит следить за поступающей корреспонденцией. Да, это не всегда легко, но необходимо. Если все-таки вы столкнулись с подобным спором, лучше проверить, как доставлялось вам письмо и не было ли нарушений оператором почтовой связи при пересылке и доставке.
В случае выявления такого нарушения у вас будет возможность защитить свои права и подтвердить свою добросовестность в гражданских правоотношениях.
А вы сталкивались с выплатами по ОСАГО?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты