С 1 февраля у банков появилась новая обязанность, которую обязательно нужно знать всем гражданам
Краткое содержание :
В последнее время мы привыкли к тому, что банкам дают все больше возможностей для контроля над финансами своих клиентов. Если человек несет свои деньги в банк, то он должен быть уверен, что в любой момент воспользоваться ими, но на практике всегда был риск попасть в поле зрение системы банка и получить отказ в проведении какой-либо операции, либо вообще не получить свои деньги без предоставления доказательств их законности. Судебная практика в большинстве случаев была на стороне именно банков. Но сейчас появился некий сдвиг в сторону простых людей и у банков появилась одна достаточно важная обязанность перед своими клиентами. Рассмотрим подробнее, что изменилось.
Что меняется
С 1 февраля заработал федеральный закон №536 от 30 декабря 2020 года, который внес изменения в федеральный закон №115 о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. Хотя к этому закону есть некоторые вопросы, можно выделить один положительный нюанс, который многие сразу не заметили.
Согласно п. "и" ст. 1 данного закона:
В случае принятия организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, решения об отказе от проведения операции, предусмотренного пунктом 11 настоящей статьи, такая организация обязана представить клиенту, которому отказано в проведении операции, информацию о дате и причинах принятия соответствующего решения в порядке, установленном договором с клиентом или действующими в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, публичными правилами, и в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе от проведения операции.
Раньше банк мог спокойно заблокировать любую операцию, а также отказать выдать денежные средства, не объясняя никаких причин. Банку достаточно было лишь сказать, что есть подозрения на нарушение закона о противодействии легализации доходов. У клиента фактически не было никаких прав. Банк просто блокировал операции, требовал предоставить необходимые документы и после рассмотрения принимал решение, разрешить человеку воспользоваться своими деньгами, либо нет. А причина, как правило, вообще не раскрывалась.
Теперь у банков появилась обязанность предоставлять полную информацию о причинах отказа. Банк должен не просто отказать клиенту, а разъяснить подробности, на каком основании клиенту отказано. А это крайне важно, поскольку теперь банкам станет сложнее злоупотреблять 115-м федеральным законом, да и в случае невнятного объяснения причины, обжаловать действия банков станет проще.
Резюме
Я считаю, что знать об этой обязанности должен каждый человек, который пользуется услугами банка. Никто не знает, когда банк решит, что ваша операция сомнительна и не потребует объяснений. Только теперь и сам банк должен мотивировать свои действия, а если разъяснений нет, то смело можно использовать это при обжаловании действий банка. Можно спокойно указать:
Как банк может обвинять или подозревать меня в нарушении закона, если сам нарушает закон и не предоставляет полную информацию по блокировке операции, тем самым грубо нарушая Федеральный закон №115-ФЗ.
Банк будет обязан обосновать отказ в открытии счета, блокировке операции и блокировке самого счета или карты.
Поскольку теперь банки будут обязаны разъяснить причину, то предположу, что количество блокировок и отказов снизится и банки будут более внимательно следить, чтобы честные клиенты не сталкивались с подобными проблемами и не тратили силы и время на доказывание законности происхождения своих же собственных денег. Надеюсь, в дальнейшем обязанности хотя бы уровняют, а то получается у банков их практически нет, а у людей достаточно много.
Будьте здоровы и берегите себя!
Если статья понравилась, прошу поставить лайк, если не понравилась, то дизлайк. Любая оценка очень важна!
Благодарю за внимание!
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: