Фемида онлайн, или Новый законопроект в части регулирования судебного процесса
Доброго времени, уважаемые читатели и посетители сайта!
6 апреля 2021 года в Государственную думу РФ Правительством РФ на основании ст. 104 Конституции РФ внесен новый законопроект для обсуждения № 1144921-7 (на 66 листах!) с предложением внести изменения в части регулирования дистанционного участия в судебном процессе.
Данные меры уже давно "назрели" в нашем обществе, поскольку деятельность судов, особенно в период объявления "всеобщей самоизоляции" в эпоху коронавирусной пандемии, была приостановлена в "обычном порядке"; судам пришлось работать в новых условиях, по сути "за закрытыми дверями", в том числе, например, принимать ходатайства от участников сторон посредством электронной почты. (Здесь это утверждение более касается судов общей юрисдикции, в Арбитраже все более-менее нормально.) Но правовых норм в известных нам процессуальных кодексах, регулирующих деятельность судов "онлайн", мало либо в документах вообще их нет. Кроме того, согласно пояснительной записке к документу, он разработан в связи с программой Правительства РФ "Цифровая среда".
Правительство РФ полагает, что важные поправки в АПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ будут совершенствовать порядок применения электронных документов в судебном процессе, а также закрепят возможность удаленного участия в судебном заседании.
Многие из нас знают, что в большинстве судов РФ уже имеется техническая возможность проводить заседания онлайн, принимать документы посредством специальных сервисов. Принятие этого законопроекта необходимо, по мнению Правительства, чтобы создать качественную правовую основу в процессуальных кодексах. Кроме того, законотворцы подчеркивают, что лишать права стороны лично участвовать в судебном процессе, а также подавать документы на бумаге никто не будет.
С полным текстом нового законопроекта вы можете ознакомиться на официальном сайте ГД РФ: Подробнее ➤
Поскольку вряд ли кто-то захочет прочитать все 66 страниц, то в этой статье отмечу наиболее важные, возможно будущие, новеллы в процессуальном законодательстве.
1. В случае одобрения законопроекта поправки заработают только с 1 января 2022 года.
2. Предполагается, что исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные процессуальные документы могут быть поданы в суд в электронном виде посредством портала "Госуслуги", либо через информационную систему, определенную Верховным судом Российской Федерации, либо через систему электронного документооборота участника процесса посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия (далее – система электронного документооборота).
По логике, "Система электронного документооборота" касается представителей государственной власти, но не граждан.
3. Документы, которые подаются посредством Госуслуг, либо через информационную систему, определенную Верховным судом Российской Федерации, могут быть подписаны простой электронной подписью, если законом отдельно не установлено, что они должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью. Усиленной квалифицированной электронной подписью должны быть подписаны документы, которые подаются через системы электронного документооборота.
4. Лицам при наличии технической возможности в суде и участвующим в деле может быть предоставлено право на доступ к материалам дела в электронном виде в сети Интернет посредством информационной системы, определенной Верховным судом Российской Федерации.
5. Судебные повестки и иные судебные извещения в электронном виде могут быть доставлены посредством Портала госуслуг и в систему электронного документооборота. В этом случае время и факт их доставки адресату фиксируются средствами такой системы.
6.Участники судебного процесса, давшие согласие на Госуслугах, будут считаться извещенными надлежащим образом, если имеются доказательства доставки судебного извещения посредством такого портала.
7. Судебный акт, выполненный в форме электронного документа, может быть направлен лицу, участвующему в деле, посредством его размещения в установленном порядке в сети Интернет в режиме ограниченного доступа, направленного посредством Единого портала или в систему электронного документооборота.
8. Обращаю ваше внимание, что, согласно тексту законопроекта, установление личности лица, участвующего в судебном заседании путем использования системы веб-конференции, осуществляется с использованием информационно-технологических средств, обеспечивающих идентификацию лица без его личного присутствия (единой системы идентификации и аутентификации, единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации).
Я очень хочу верить, что предлагаемый законопроект позволит повысить гарантии прав граждан и юридических лиц на судебную защиту и усовершенствовать текущие нормы процессуальных кодексов.
Если вам понравилась моя статья, прошу поделиться с информацией со своими коллегами и друзьями.
Благодарю за внимание!
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Опрос дня:Пост о Работе