В какую школу ребёнка обязаны принять, а в какой могут и отказать
Краткое содержание :
Закон об образовании позволяет родителям выбрать для своего ребёнка любую школу по своему усмотрению. Но чтобы не случилось хаоса при приёме (ведь все родителя хотят отправить своего ребёнка в учебное заведение получше), установлены определённые правила приёма детей в образовательные организации.
Школа по месту жительства
В первую очередь в образовательную организацию должны принимать детей, проживающих на территории, которая закреплена за конкретной школой (часть 3 статьи 67 Закона об образовании). Сюда относятся и дети льготных категорий, проживающие на закреплённой территории.
В законе говорится именно о факте проживания, а не регистрации. Это логично: ребёнку важно учиться в школе, которая находится рядом с домом, в котором он фактически проживает. А зарегистрирован ребёнок может быть где угодно. Например, при рождении зарегистрировали ребёнка в квартире бабушки (по месту регистрации матери ребёнка).
В квартире нет условий для проживания нескольких семей. Поэтому молодые родители с ребёнком перебираются на съёмную квартиру. Логично, что в школу ребёнок должен пойти рядом с этой квартирой, а не с квартирой бабушки, где он зарегистрирован.
В законе не указано, какие именно документы служат подтверждением именно места проживания. Это может быть и регистрация, и договор аренды, и справка из детской поликлиники, что ребёнок обслуживается по определённому адресу (самый верный способ – куда родители вызывают врача для больного ребёнка, значит, он там и живёт) и любые другие документы, которые укажут на место проживания ребёнка.
Что происходит на практике
Поскольку перечень документов, подтверждающих место проживания, достаточно обширный, то он становится предметом злоупотреблений со стороны родителей. Что стоит «нарисовать» договор аренды и отдать ребёнка в нужную школу? Поэтому в разных регионах вопрос с местом проживания для поступления в школу по территориальному принципу решается по-разному. Где-то просят только регистрацию (что не совсем правильно, в случае, если ребёнок идёт в школу по месту фактического проживания, значит придётся обращаться в конфликтную комиссию при отделе образования), где-то и договор аренды подойдет (например, в Санкт-Петербурге подойдёт и договор аренды квартиры, и даже договор долевого участия).
Несмотря на то что в законе вроде бы чётко прописали право детей, проживающих на закреплённой территории, на первоочередной приём в школу нарушения встречаются, наверное, каждый год и в каждом городе. В школах всё равно оказываются дети, которых родители привозят на машинах явно не из ближайших домов (в то время как, в школе официально отсутствовали свободные места для приёма детей, не проживающих на закреплённой территории). Как эти дети попали в школу – остаётся на совести директора.
Один из вопиющих примеров: в популярную школу принимали не только всех детей, проживающих на закреплённой территории, но детей «не самых простых родителей». В итоге, школа оказалась настолько переполненной, что детям пришлось учиться в три (!) смены, в нарушение всех возможных норм СанПиН. А местная прокуратура не смогла ответить, как так получилось, что в школе оказалось столько учеников. Такие вопросы, конечно, нужно выносить за уровень региона.
Школа должна учитывать, сколько детей к ней придёт в учебном году?
Конечно, должна. Это прямая обязанность отделов образования. Они должны проводить мониторинг количества детей, проживающих на конкретной территории. И в зависимости от их числа школа планирует, сколько необходимо открыть классов в новом учебном году.
Единственное исключение: школа может не иметь закреплённой за ней территории. Это бывает со школами с углублённым изучением предмета или школой для профильного обучения. Для зачисления в такие образовательные организации место жительства ребёнка не будет иметь значения.