Жены ваши в церквах молчат, ибо не позволено им говорить? (Вопрос православным)
Краткое содержание :
Что имел в виду Павел, когда говорил, чтобы жены молчали в церкви?
"Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит" (1-е послание Коринфянам, XIV глава).
Слова Павла и его трактовки
Меня этот вопрос не раз волновал — разве Павел был за дискриминацию женщин? Конечно, это не так. Но некоторые конфессии прямо об этом говорят, когда ссылаются на эти слова — женщина не имеет права говорить, женщина не имеет права проповедовать и наставлять, женщины и вовсе в подчинении у мужчин.
Но что в действительно он имел в виду? И понять это можно, только если не выдергивать из контекста одну фразу и не использовать ее в своих гендерных шовинистских заблуждениях.
Я не буду цитировать все послание Павла к Коринфянам, а лишь изложу основной его посыл. Итак, Павел начинает свое послание со слов:
"Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать. Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом".
И заканчивает тем же:
"Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками; только всё должно быть благопристойно и чинно".
Павел в XIV главе обращается к коринфянам и назидает по поводу даров духовных, а в частности про пророчества и говорения на иных языках. Он раз за разом противопоставляет между собой дар пророчества и говорения на иных языках.
Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь. Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.
Павел не просто так завел разговор на эту тему — он всегд, или назидал, или вскрывал проблемы, которые возникали в церквях. И проблема, о которой Павел пишет в XIV главе, проявляется в середине послания:
"Если вся церковь сойдётся вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?"
Павел видит проблему безудержного, бесконтрольного, а часто и неприличного использования духовных даров в церкви. И решение проблемы по поводу говорения на иных языках Павел, дает:
"Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй. Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу".
Также и по поводу пророчества:
"И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают. Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи".
Как видите, Павел дает совет, как благопристойно и чинно вести себя в церкви — молчать, если тебя не понимают, и не галдеть, перебивая друг друга.
И вот мы, наконец, подошли к ключевому вопросу — что имел в виду Павел, когда говорил:
«Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит».
Во-первых, Павел не имел в виду всех женщин. В данном контексте Павел говорил про замужних женщин:
"Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви".
Во-вторых, Павел не имел в виду всегда молчать в церкви, так как «неприлично» — не значит запрещено Библией. Неприлично — значит не принято правилам приличия. То есть это сугубо социально-светский контекст, который даже в нашем времени имеет стереотип о вечно болтающих и сплетничающих женщинах.
В-третьих, когда Павел говорит: «ибо не позволено им говорить», то он тут же поясняет о чем идет речь — «а быть в подчинении, как и закон говорит». А речь идет о подчинению мужу. То есть жена не должна без позволения говорить в присутствии мужа, так как этим проявляет неуважение и непочтение к нему. Не надо забывать — в те времена общество было радикально патриархальным.
В-четвертых, женщины-пророки всегда были и будут. И женщины пророчествуют также и в церквях — и ни у кого не возникает мысли им это запретить.
Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали.
Исходя из полностью прочитанного послания, мне становится понятно, что Павел имел в виду — использовать дар говорения на иных языках и дар пророчества в церкви надо мудро:
"Братия! Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни".
А женам в присутствии своих мужей стоит помалкивать и не позорить их и оставить все возникающие вопросы на потом, не отвлекая мужа, чем, кстати, многие жены грешат и сейчас. Так что ни о какой дискриминации Павел не говорил и не говорил о запрете женщинам вообще говорить в церквях. Главное условие:
«Только всё должно быть благопристойно и чинно».
А вы как считаете?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты