Когда банк обязан вернуть списанные с карты деньги: об этом указано в законе
Краткое содержание :
Банковские карты давно вошли в нашу жизнь, рассчитаться с их помощью можно практически везде, и очень большое количество граждан в повседневной жизни носит с собой лишь небольшую сумму наличных, просто для подстраховки.
При этом практически любой банк сообщает клиентам о мерах предосторожности при активном использовании банковских карт, а некоторые граждане до сих пор опасаются использовать свой пластик для расчетов и при первой же возможности переводят средства в наличные. Насколько же эти опасения оправданы на самом деле, и что обязан сделать банк в случае несанкционированного списания средств с карты? Об этом нам расскажет законодательство.
Обязанности банка
Пунктом 4 статьи 9 федерального закона № 161-ФЗ от 27 июня 2011 года (номер федерального закона и статьи – здесь и далее) установлено, что банк обязан информировать клиентов об операциях, совершаемых с использованием электронных средств платежей, к которым относятся банковские карты. Способы оповещения могут быть разными – SMS-сообщения, электронные письма, уведомления интернет-банкинга и т.д.
Должен быть предусмотрен по крайней мере один из способов предоставления данной информации без взимания платы.
Обязанности клиента
Потребитель же, согласно пункту 11, должен в установленный срок направить банку уведомление о списании с карты, совершенном без его согласия, или утере «пластика». Способ уведомления устанавливается договором. При этом срок отсчитывается не с момента, когда клиент прочитал уведомления, а опять же определяется договором.
Если держатель карты пропустит уведомление и сроки, то это будет его вина, а не банка. Пункт 6 статьи обязывает банки хранить информацию о направлении клиенту уведомлений в течение 3 лет. Факт их получения и прочтения не сохраняется и не фиксируется.
Когда банк обязан вернуть списанные деньги
Согласно пункту 11, банк обязан вернуть денежные средства, если он своевременно направил уведомление, а держатель карты вовремя и в установленном договором порядке оповестил его о своем несогласии.
Пункт 13 указывает на то, что такие же действия финансовая организация должна совершить, если она не проинформирует держателя карты по указанным выше правилам, и операция будет совершена без его согласия.
Но есть исключения, о которых пойдет речь в следующей главе.
Когда банк не обязан возвращать списанные деньги
Все вроде неплохо, и у держателя карты есть возможность вернуть свои деньги. Но давайте разберемся, какие пункты снимают с банка вину за списание, которое произошло против воли гражданина. Сначала самый логичный – если банк добросовестно направил уведомление, но клиент не предоставил ответное о своем несогласии с совершенной операцией.
Из части 15 следует, что возврат не будет произведен даже в случае информирования со стороны банка и своевременного направления клиентом уведомления о несогласии с операцией, произведенной без его ведома, в том случае, если будет доказано, что несанкционированная операция была произведена по вине самого клиента.
Например, если он сообщил третьим лицам данные своей карты или произвел оплату покупки в интернет-магазине с устройства, зараженного вредоносным ПО, способным похищать сведения о его счете.
Итог
Для начала стоит поинтересоваться у банка о сроках и способах направления ему уведомления о несанкционированном списании средств. Но даже если сроки были пропущены, все равно следует уведомить о неожиданном списании своих денег сразу после обнаружения утраты.
Если есть подозрения, что средства списаны мошенниками, следует обратиться в полицию, а если банк нарушает установленные условия, то направить в его адрес претензию. Но вернуть средства в данных случаях будет очень проблематично.
И стоит помнить основные меры предосторожности, которые существенно снизят риск возникновения столь неприятной ситуации: не сообщайте конфиденциальные данные своей карты (PIN-код и CVV/CVC) никому, не храните эти данные в бумажном виде рядом с картой или в электронном, в памяти компьютеров и телефонов – лучше всего их просто запомнить.
При этом мне кажется, что законы в данной сфере должны быть усовершенствованы, чтобы клиенты банков получили более высокую степень защиты от противоправного списания средств со счетов. Как вы считаете, какие изменения в этом направлении были бы наиболее эффективными? Приглашаю вас обсудить тему в комментариях и благодарю за внимание.
Будьте здоровы и счастливы, берегите себя и своих близких, хорошего вам настроения!
Также мне очень важны ваши оценки – если публикация вам понравилась, прошу поддержать ее, нажав "ДА".
Опрос дня:Пост о Работе