Всем собственникам сейчас откажут в выдаче свидетельств на их квартиры: как доказать свое право
Краткое содержание :
Документы иногда теряются, а квартиры продаются и покупаются. Если собственник просто потеряет свое свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество и запросит в Росреестре выдать документ повторно – ему ответят отказом. Да и многих покупателей сильно смущает тот факт, что они получают лишь несколько обычных листов с печатью, а у продавца остается свидетельство на бланке, в котором продолжает числиться его имя. Некоторые из них, глядя на эти документы и слыша о том, что больше ничего не положено, недоумевают и не могут понять, стали ли они полноправными собственниками или их обманули. Давайте разберемся в этой теме.
Почему не выдают свидетельства, но у кого-то они есть и имеют силу?
Выдача свидетельств о праве собственности прекращена в 2016 году федеральным законом № 360-ФЗ. Если собственник утеряет старый документ, новый он уже не получит. Покупатели с 2016 года также не получают свидетельств.
Вместо этого им выдадут выписки из ЕГРН (Единого государственного реестра недвижимости), для которых не требуется специального бланка. В базе реестра хранится вся информация о сделках с объектом недвижимости, и выписки из нее достаточно для подтверждения собственности.
Такой же документ собственник может заказать, если это потребуется ему для обращения в какие-то органы и службы, подтверждения статуса, оформления льгот и т.д.
При сделке купли-продажи старое свидетельство о собственности может оставаться у продавца, но силы оно уже иметь не будет, поскольку в ЕГРН после регистрации сделки числится новый собственник.
Выписка даст информацию не только собственнику
Документ крайне полезен для покупателей. По нему можно убедиться, что все характеристики были указаны верно, а ограничения и обременения отсутствуют. Даже если стороны абсолютно честны друг с другом, нередко возникают ситуации, когда выписка выявляет какую-то проблему, о которой не знал или забыл сам продавец, и на решение которой потребуется время.
Так что, первоначально свежую выписку лучше заказать заранее, а не в последний момент.
Заключать сделку следует только после того, как новая выписка укажет на отсутствие проблем. Иначе покупатель рискует.
Если осталось свидетельство
Если у собственника осталось свидетельство, то его стоит сохранить. Как я уже говорил, получить этот документ заново не удастся, но старый продолжит иметь силу до момента смены собственника. Особенно это важно для тех, кто недостаточно доверяет электронным реестрам и считает более надежными бумажные документы.
Но, нет ничего страшного и в случае отсутствия свидетельства. Главное, чтобы в базе ЕГРН все было указано верно.
Перепроверить это может сам собственник, процедура несложная – выписку в электронном виде можно получить через официальный портал Росреестра или Госуслуги, а за бумажным вариантом следует обращаться в МФЦ.