Главное - не быть крайним. История о самом полезном совете, который я получил на работе
Основной смысл и назначение любой работы заключается в зарабатывании денег. Но это ещё и приобретение опыта. Положительный или не очень – он меняет представления человека о мире. При желании можно многому научиться на любой работе.
Есть приобретённый опыт, который человек получает из собственных ошибок и достижений. А если повезёт, то многому может научить и тот, кто передаёт дела при вступлении в должность.
Однажды случилось так, что для меня совпал весь пазл. Работая в одной крупной компании, я получил назначение на необычную должность и обучал меня нетривиальный человек.
Формально мне предстояло заниматься не самой приятной работой, ведь я был менеджером по претензиям. На склады компании разными путями поступал дефектный товар. Смысл моей работы заключался в том, чтобы это не становилось издержками для фирмы. Проще говоря, я работал с браком и «бракоделами».
Компания занималась бытовой техникой. Поэтому дефектный товар мог попасть на склады разными путями. Он мог получить повреждения при транспортировке, погрузке-разгрузке или вернуться от клиентов как бракованный.
Моей задачей было решать вопросы с браком, весь нельзя просто накапливать на складах этот балласт! Сотрудник, который передавал мне дела, уходил на повышение. До этого момента мы с ним были в хороших отношениях, и я знал его как человека с неординарным мышлением.
«Каждая ситуация с браком уникальна, но схема действий одинакова», - объяснял Сергей. «Есть круг сторон, вовлечённых в ситуацию с конкретной дефектной единицей. Это водитель-экспедитор, наша фирма, завод-изготовитель, покупатель или владелец и ты как представитель нашей фирмы. Кто-то должен заплатить за ущерб, и твоя задача – не быть этим крайним», - продолжил он.
«Тебе могут мешать твои представления о справедливости и твоя правильность. Ты должен видеть ситуацию шире, иначе всегда будешь крайним. Никто никогда не хочет расставаться с деньгами и оплачивать ущерб», - напутствовал Сергей.
«У всех будет своя правда, и все будут давить на жалость. Но ты должен понимать мотивацию каждой стороны, чтобы не быть увешанным лапшой на ушах».
При ближайшем рассмотрении оказалось, что Сергей был абсолютно прав. Водители-дальнобойщики, привозившие подмятый товар, зачастую сознательно «неаккуратно» рулили в дороге, торопясь на другой, выгодный заказ. Наша бытовая техника для них была просто попутным рейсом, чтобы не ехать впустую. Да и возможное повреждение техники, как правило, учитывается при определении суммы фрахта.
Покупатели техники, возвращающие товар, тоже далеко не всегда бывают потерпевшей стороной. Бывали случаи, когда они сами были виноваты в порче товара, но пытались переложить издержки на нашу фирму. «А вдруг получится? Фирма богатая, не обеднеет».))
Наконец, завод-изготовитель. Формально, находясь подчас за несколько тысяч километров, производитель как бы и вовсе «не вовлечён» в ситуацию. Но претензии к качеству товара – это для него нормальная ситуация и даже приветствуются как благо.
Выявленный своевременно внутритарный брак мог возникнуть на этапе производства и упаковки на заводе. Кроме того, такая информация может быть обратной связью и указанием на слабые места продукции.
При расчёте стоимости товара всегда закладываются несколько процентов на брак и сервисное обслуживание. Кроме того, решить вопрос малой кровью для завода даже выгодно. Это способствует хорошей репутации производителя, помогает реализовывать продукцию в больших объёмах и заключать новые договоры.
Кроме того, все стороны знают, что если договориться не удастся, вопрос будет решаться в суде по месту возникновения спора. Это не выгодно ни заводу-изготовителю, ни водителю-дальнобойщику.
Зная и понимая весь этот «расклад сил и интересов», становится проще принимать решение. Ведь определить некий незначительный по величине ущерб на одну из вовлечённых сторон становится вполне обычным и разумным действием. Причём в выигрыше остаются в итоге все.
Размышляя об этом по прошествии времени, я пришёл к выводу, что эти напутствия Сергея оказались очень полезными для меня и в жизни в целом. Мы регулярно сталкиваемся с трудностями и проблемами. У всего есть причина и источник – и тот самый крайний, который должен за всё в итоге ответить.
Нести ответственность и быть крайним – это не одно и то же. Это разные вещи. В любой ситуации для всех вовлечённых сторон можно найти оправдание. Но кто-то должен отвечать за возникшую проблему, и далеко не всегда это происходит по справедливости.
Это очень полезный навык – уметь не быть крайним.
По материалам https://zen.yandex.ru/media/rzm/glavnoe-ne-byt-krainim-istoriia-o-samom-poleznom-sovete-kotoryi-ia-poluchil-na-rabote-5f76add40d5f8951c9318bf7