Кьюаризация России: что будет, когда везде начнут вводить QR-коды
Краткое содержание :
Оперштаб по борьбе с COVID-19 подтвердил, что в РФ подготавливают законопроекты о введении обязательных QR-кодов о вакцинации от «короны». Они потребуются для проезда на общественном транспорте и посещения разных публичных мест. Как все это будет работать? И в чем подвох?
Окьюаренные
В соответствии с готовящимся законопроектом региональные власти получат право на определение мест, куда можно будет попасть только по коду о вакцинации, перенесенном заболевании либо по медицинскому отводу от прививки и с отрицательным ПЦР-тестом. Городской транспорт, аптеки, продуктовые розничные маркеты и магазины с товарами первой необходимости изменения, скорей всего, не коснутся. При этом у властей появится возможность ввести обязательное использование кодов для пассажиров самолетов и поездов дальнего следования.
Предполагается, что электронные пропуска будут действовать до 1 июня 2022 г. А до 1 февраля вместо них допускается использовать отрицательный ПРЦ-тест, сделанный максимум за 48 часов до его предъявления.
Затем подобная возможность останется только у тех граждан, которые имеют на руках медотвод от вакцинации.
Хлеба и зрелищ
Непростая эпидемиологическая ситуация в РФ заставила федеральные власти принимать решительные меры и вводить общероссийские законы, направленные на борьбу с COVID-19. Активное использование кодов – логичный шаг, который стал альтернативой обязательной вакцинации, которую в Кремле пока не готовы одобрить.
Однако повсеместное использование кьюаров создаст массу проблем. С точки зрения экономики и отношения властей к народу логичным выглядит отказ от необходимости предъявлять сертификаты о вакцинации при посещении торговых точек, где реализуют продукцию с неэластичным спросом. Иными словами, все то, что граждане покупают на регулярной основе – продукты, лекарства, непродовольственные товары первой необходимости.
Но тогда возникает логичный вопрос: а что делать с крупными ТЦ, где сосредоточено огромное количество разных магазинов? Получается, что и на входе в ТЦ требовать QR-код будет нелогично.
Каждая торговая точка, в зависимости от рода деятельности, должна будет проверять (или не проверять) сертификаты. Но за соблюдением правил проверки кодов в ТК придется следить его собственникам или управляющим.
Без кода самолет не летит, поезда не идут
Сложно будет внедрить кьюары и на общественном транспорте, где контроль за оплатой проезда осуществляет кондуктор. Ведь ему придется не только проверять билеты, но и QR-код, и паспорт, чтобы убедиться, что сертификат не принадлежит другому человеку. Все это с вероятностью в 95% будет приводить к конфликтным ситуациям и максимально медленной проверке проездной документации.
Немного проще будет там, где оплата проезда автоматизирована. В столице, например, могут обязать всех держателей карты «Тройка» привязать ее к аккаунту на сайте mos.ru, где можно сопрячь проездной с сертификатом. При этом проезд по бумажным билетам или банковским картам запрещен. Если «Тройка» не привязана или к ней не прикреплен код, то ее заблокируют.
Аналогичное развитие событие ждет тех, у кого вообще нет аккаунта на mos.ru. Для иногородних предполагается разработать отдельный сервис вакцинации.
Но все равно никто не в силах запретить людям пользоваться чужими «белыми» картами, если не будут проводиться массовые ручные проверки. Однако на такие масштабные мероприятия у города нет средств. Эта проблема решится только в том случае, если столичная мэрия получит полную биометрическую базу данных всех жителей мегаполиса и научится сличать проездной с его физическим носителем. Но это точно не вопрос ближайшего будущего.
Если говорить об авиаперелетах и поездах дальнего следования, то тут все проще простого. При проверке проездных документов и посадке на рейс в любом случае требуется паспорт. Теперь к нему просто будет дополнительно прилагаться QR-код.
Чего ждать дальше?
Повсеместное использование кодов на первоначальном этапе, скорей всего, закончится крахом некоторых организаций потребительской сферы – фитнес-клубов и общепита. Салоны красоты, вероятно, начнут «играть в партизан» и будут оказывать услуги на дому. Дополнительный мощный импульс для развития получит интернет-торговля. Конечно, будет активно развиваться теневой рынок сертификатов о вакцинации.
Если коды введут быстро и массово, это сильно ударит по непривитым гражданам и, вероятно, подтолкнет их к вакцинации. Однако если говорить о потребности оперативной вакцинации 22 млн человек (такую цель поставила Татьяна Голикова), то таких мер, скорей всего, будет недостаточно. Вероятно, в случае очередного всплеска заболеваемости власти будут вынуждены вернуться к идее принудительной вакцинации тех граждан, которых невозможно испугать кьюаризацией.