Можно ли записывать телефонные разговоры?
Краткое содержание :
Сама по себе запись телефонных переговоров никаких законов не нарушает. Вы и собеседник знаете, о чем говорили, для вас двоих это не тайна. Но есть пара нюансов:
Если телефонный разговор между вами и собеседником касается бытовых вопросов, то он не относится к коммерческой тайне и персональной информации. Вы можете его записывать и хранить при условии, что записи не будет в открытом доступе в интернете или где-то еще. В личных целях вы можете пользоваться записями разговоров без ограничений: например, как записной книжкой, чтобы самому себе что-то напоминать.
Предупреждать собеседника о том, что вы записали разговор, необязательно. Но нельзя передавать посторонним людям аудиозаписи без согласия собеседника. За нарушение грозит административная ответственность по статье 13.14 КоАП РФ и штраф от 500 до 1000 рублей.
Как используют запись телефонных разговоров в суде?
Суды крайне неоднозначно относятся к ним и не всегда приобщают в качестве доказательства к делам. Часто из записи непонятно, когда она была сделана, при каких обстоятельствах и о чем был разговор. Например, беседа должника с кредитором состоит из нецензурной лексики, междометий и в ней не упоминаются конкретные имена, факты и обстоятельства. Правоохранительные органы и суды отдают предпочтение записям, полученным с соблюдением всех процессуальных норм.
Процессуальные нормы — это прописанная в законе последовательность действий, гарантирующая подлинность записи и законность ее получения.
В одних инстанциях отказывают в рассмотрении аудиозаписи если она получена без согласия всех субъектов записи, в других принимают к рассмотрению.
Например, часто ссылаются на определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда по делу №35-КГ 16-18, как на подтверждение правомерности использования записи телефонных разговоров в качестве источника доказательств без согласия субъекта записи.
Вышеуказанное определение СК не является разрешением осуществлять запись телефонных разговоров без предупреждения собеседника - это решение конкретной ситуации, не являющееся прецедентом.
Судебная коллегия по гражданским делам в вышеуказанном решении сослалась на статью 55 ГПК РФ, в которой говорится, что:
1. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио-и видеозаписей, заключений экспертов.
Однако в этой же статье в ч. 2 указано, что:
2. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.
Если запись телефонного разговора будет производиться с нарушением норм законодательства, то суд не должен принимать к рассмотрению такие источники.
Запись телефонных разговоров при проведении оперативно-розыскных мероприятий
Правоохранительные органы могут осуществлять запись разговоров, фиксировать текстовые или графические сообщения на основании решения суда в целях проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Операторы связи или организаторы распространения информации в Интернете могут хранить запись разговоров, текстовых и графических сообщений в течении не более шести месяцев в целях обеспечения государственной безопасности (постановление Правительства РФ №445 от 12 апреля 2018 года и статья 10.1 Федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2006 года).
Запись организацией телефонного разговора с клиентом
Организации предупреждают о производимой записи телефонного разговора.
Часто можно услышать формулировку: "в целях улучшения качества обслуживания производится запись разговора" - это означает, что если клиент не хочет, чтобы передаваемые им сведения были зафиксированы в организации, то он должен возразить против записи разговора путём его прекращения или устного заявления о запрете записи разговора представителю организации.
Клиент тоже может осуществлять запись разговора с должностным лицом организации, в целях защиты своих прав, если документальные способы обеспечения доказательств отсутствуют.
В современном бизнесе виртуальная IP-телефония и обычная является одним из главных каналов общения с клиентами. Запись телефонных разговоров при этом может помочь усовершенствовать обслуживание, предоставление услуг, продажу товаров, компаниями, улучшить рабочий процесс внутри организации, дать множество толчков к совершенствованию коммуникации с партнерами.
Отказываться от такой опции в силу боязни попасть под уголовную ответственность совсем не обязательно, достаточно лишь учесть при организации записи несколько моментов:
- Обязательно задокументировать и обосновать цели и необходимость для предприятия записывать разговоры по телефону, использовать полученные сведения только в том объеме, который отвечает этим целям.
- Важно уведомить о записи участников телефонных разговоров.
- Категорически нельзя допускать распространение полученной при записи информации среди третьих лиц.
- Необходимо предоставить участникам разговора право на возражение против записи.
Внедрение в коммерческую деятельность запись телефонных разговоров сотрудников и клиентов закладывает крепкий фундамент для роста и процветания компании в будущем, а соблюдение Закона поможет избежать лишних проблем.