Как применять метод сопоставимых рыночных цен для обоснования НМЦК по ФЗ-44?
Краткое содержание :
Начальная максимальная цена контракта (cокращенно - НМЦК) – верхний ценовой предел цены закупаемых товаров в государственном (муниципальном) контракте.
Является существенным условием контракта и обязательным атрибутом при проведении конкурсных процедур по ФЗ № 44.
Понятие НМЦК
Определение НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (иначе – aнaлиз рынка)
производится заказчиком путем мониторинга рынка аналогичной продукции для последующего размещения своего заказа. Начинается с этапа планирования закупки.
Основания для применения метода
Обоснование НМЦК оформляется письменно как приложение к конкурсной
документации.
Верхняя граница цены контракта определяется по правилам ч. 1 ст. 22 ФЗ-44. Здесь перечислены различные способы ее формирования (например, метод сопоставимых рыночных цен или анализ рынка, таpифный, нормативный, сметный, затрат).
Методы обоснования НМЦК выбирает самостоятельно по своему усмотрению организатор закупки. Однако рекомендуемым и наиболее часто применяемым по умолчанию признан анализ рынка.
Правила обоснования начальной максимальной цены
Базис составляет следующее правило: заказчик должен провести изучение ценовых предложений на аналогичную продукцию, а если таковая отсутствует – на однородную.
Анализ не применим в планировании закупа стройматериалов (здесь преобладает
проектно-сметный метод), а также в тендерных процедурах с нормативными тарифами (необходим нормативный метод).
Значение определений «аналогичность» и «однородность» подробно описано в разделе III
Методических рекомендаций, утв. Приказом Министерства экономического развития от 02.10.2013 N 567.
Аналогичный товар – тот, который обладает одними характеристиками и свойствами с оригиналом по качеству, внешнему виду, изготовителю и иным параметрам.
У однородных же товаров все перечисленные признаки являются похожими, но полностью никогда не совпадают.
Например, два поливочных насоса имеет одну фирменную марку и страну-изготовитель, но разный цвет, они признаются аналогичными.
А комплект насадок на этот же насос одного размера, диаметра, но разных производителей и марок – уже однородные товары.
Какие источники можно использовать для анализа?
1. Коммерческие предложения не менее чем от 5-ти поставщиков по направленным запросам.
Допускается использовать позиции только 3 поставщиков для определения итогового значения начального значения стоимостного выражения договора.
2. Прайсы и каталоги продукции, биржевые котировки, данные официального
статистического учета, находящиеся в открытом доступе и доступные для изучения любому лицу.
Исключение – сведения от недобросовестных поставщиков из РНП или анонимных источников.
3. Реестр контрактов из ЕИС. Обязательное условие - своевременное и надлежащее исполнение без применения штрафных санкций к исполнителю и 3-годичный срок предшествующий дате анализа.
4. Ответы поставщиков на запросы цен в ЕИС, которые разместил заказчик.
Публикация запроса не влечет возникновение каких-либо последующих обязательств, а выполняет только информационную функцию.
Потенциальный поставщик вправе обратиться к организатору за разъяснением начальной цены, если последняя не соответствует рыночным реалиям и средним значениям (завышена или занижена) и даже направить жалобу в ФАС.
Всегда ли требуется обоснование НМЦК?
Нет. Не требует документального обоснования денежной стоимости в случае оформления закупки у единственного поставщика и если сумма контракта с ним не превышает 600 000 рублей.
Однако заказчику нужно провести закупку малых объемов с лимитом средств до 3000000 рублей с проведением ее на торговой электронной площадке, то без проведения анализа не обойтись.
Что делать если НМЦК выше лимита бюджетных ассигнований?
Бюджетный кодекс устанавливает четкое правило: денежная величина контракта не может быть выше предоставленных бюджетных лимитов.
Разъяснения для решения подобного рода ситуаций содержатся в Письме Федерального казначейства от 22.12.2014 № 42-7.4-05/5.7-791, ответ на вопрос № 20.
В данном случае организатору рекомендуется выбрать один из предложенных вариантов: обратиться за увеличением бюджетных ассигнований или уменьшить объем товаров, объемов и видов работ до установленного предела.
Административная ответственность за нарушения
Контроль за соблюдением требований законодательства в данной сфере осуществляют государственные и муниципальные органы финансового контроля (Федеральное казначейство, органы Минфина по областям и т.д.).
В КоАП РФ выделены 2 состава административных правонарушений:
статья 7.29.3 часть 2 – несоблюдение формы обоснования цены, штраф – 10000 рублей.
статья 7.30 часть 4.2 – утверждение конкурсной и иной документации с нарушением требований, штраф – 3000 рублей.
Таким образом, определение и обоснование НМЦК на практике играет огромную роль, начиная с самого начала этапа планирования закупки.
Ответственность за результативность и эффективность данного процесса несет заказчик, который должен детально проверять достоверность заявленных данных.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: