Вопрос от подписчика
Я живу в сельской местности, особенно осенью нам не разрешают жечь у себя во дворах листья, ветки, весь травяной мусор, и в мусорные жбаны их относить нельзя. Администрация настаивает, чтобы каждый житель нанимал машину и вывозил такой мусор самостоятельно. А это дорого. Да и объемы мусора... у некоторых – например, пенсионеров – он практически отсутствует…
Вопрос, прежде всего, в формальном подходе чиновников при издании законов (региональных), которые не предусматривают социальной дифференциации, не учитывают особенностей проживания в частном домовладении, возраста отдельных, наименее защищенных категорий граждан.
Ну и конечно же в юридическом бездействии самих граждан – будут десятилетиями платить за несуществующий вывоз несуществующего мусора, не задавшись целью получения консультации, не написав ни одну жалобу в прокуратуру на администрацию и регионального оператора по вывозу мусора (несуществующего).
В каждом регионе РФ есть специально назначенное должностное лицо – Уполномоченный по правам человека.
Задачами Уполномоченного, например, в Ростовской области являются:
1) обеспечение гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;
2) содействие восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;
3) содействие совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов в сфере защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;
4) правовое просвещение и разъяснение гражданам их прав и свобод, форм и методов их защиты;
5) развитие межрегионального и международного сотрудничества в сфере защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.
Но приводить положительную практику в Ростовской области не буду (просто не нашел), приведу относительно Красноярского края.
Итак, согласно содержанию «Доклада о проблемах реализации конституционных прав и свобод граждан на территории Красноярского края в 2019 году» Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае,
заявитель Ф., ветеран труда, пенсионер 75 лет, проживает в г. Лесосибирске, в частном доме с печным отоплением. Причиной обращения к Уполномоченному послужил отказ в предоставлении субсидии на оплату приобретения твердого топлива на основании имеющейся задолженности по оплате услуги по обращению с ТКО, несмотря на то что указанная услуга пенсионеру фактически не оказывается региональным оператором по причине фактического отсутствия в домовладении мусора на вывоз, да и условия для ее оказания не созданы.
В ходе рассмотрения обращения Ф. Уполномоченным выявлена проблема, касающаяся неопределенного числа жителей Красноярского края, людей пожилого возраста, одиноко проживающих в частных домовладениях с печным отоплением, практически не производящих ТКО, подлежащих обращению.
Тем не менее на этих граждан распространяются общие нормы накопления ТКО, поскольку приказ министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 19.12.2017 № 1/1934-од "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Красноярского края" не предусматривает социальной дифференциации, не учитывает особенностей проживания в частном домовладении, возраста и способа отопления.
На основании анализа сложившейся ситуации, а также нормативно-правовой базы в области обращения с ТКО Уполномоченный посчитал несправедливым такое положение вещей, при котором нормативы накопления ТКО на территории Красноярского края установлены без учета социального статуса граждан, а также прочих различий в зависимости от условий и образа их жизни.
Более того, подход, при котором одиноко проживающий человек, пенсионер лишается субсидии на оплату приобретения топлива в связи с задолженностью за услугу, которая фактически ему не оказывается, противоречит принципу справедливости. Фактически наиболее социально уязвимую группу населения под угрозой лишения социальной помощи принуждают участвовать в новаторских коммерческих проектах, технологии и порядок реализации которых еще далеко не отработаны.
С учетом актуальности обозначенной проблемы для большой группы населения Красноярского края Уполномоченным направлены запросы о проведении проверки на предмет обоснованности нормативов накопления ТКО и выработки возможных мер в целях обеспечения социальных прав граждан.
Согласно представленным ответам Министерства социальной политики Красноярского края, Законодательного собрания Красноярского края, с августа 2019 года в целях приведения краевого законодательства в соответствие с федеральным изменен порядок предоставления мер социальной поддержки льготным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с субсидии на компенсацию фактически понесенных расходов.
Остается открытым вопрос: кто должен начать переживать за моих земляков в сельской местности по данной проблеме? Наверное, в первую очередь сами земляки.
Всем добра и повышения правильной юридической активности!
Ваш юрист, Бехолов Эдуард Владимирович
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: