О моем отце, ветеране войны, выдающемся конструкторе, настоящем труженике и прекрасном человеке
Краткое содержание :
Студенческие и военные годы
Начну краткое повествование о моем отце с того момента, когда он поступил в Ленинградский политехнический институт (ЛПИ). Учился он с большим интересом, даже вдохновением. Но вот грянула Великая Отечественная война – и отец ушел добровольцем на фронт, отучившись в институте всего три года. В первых же боях полегло большинство ополченцев, но отец остался жив. Его, тяжелораненого, подобрали фашисты и отправили в лагерь для военнопленных. Там его выходил пленный советский врач, с которым он впоследствии поддерживал связь вплоть до конца своей жизни.
Оправившись от последствий ранений, отец пытался бежать из плена. Вторая попытка оказалась удачной, и он вместе с напарником нашли партизанский отряд. Благодаря владению немецким языком отец участвовал в разведывательных рейдах в тылу врага, переодевшись в немецкую офицерскую форму. В послевоенные годы он рассказывал много своих историй о партизанских буднях и примечательных событиях. В 1944 году фронт продвинулся на запад, и бойцы партизанских отрядов влились в ряды действующей армии.
После войны отец восстановился в ЛПИ и окончил его в 1948 году, защитив дипломный проект докового крана грузоподъемностью 16 тонн, его аналог в дальнейшем производился на заводе Подъемно-транспортного оборудования имени С.М. Кирова.
На этот завод отец был распределен вместе с одногруппником Сергеем Андреевичем Васьковым, ставшим впоследствии его надежным заместителем. Оба они закончили кафедру «Подъемно-транспортные машины» ЛПИ, начав учебу до войны и продолжив ее после фронтового перерыва. На кафедре в те годы преподавали известные специалисты в области подъемно-транспортных машин и металлоконструкций Н. П. Виноградов, А. И. Дукельский, М. М. Гохберг, В. П. Семенов и другие, обеспечившие высокий уровень подготовки молодых специалистов.
Основные этапы работы отца на заводе
1948 год – инженер-конструктор бюро портальных кранов (БПК).
1950 год – старший инженер БПК.
1952 год – ведущий инженер-конструктор, руководитель группы БПК.
1954 год – заместитель главного конструктора завода.
1960–1981 год – главный конструктор завода ПТО им. Кирова, головного завода Минтяжмаша по нестандартной продукции подъемно-транспортного машиностроения. За годы работы в этой должности отец создал мощный и сплоченный коллектив, в котором работало около 250 конструкторов и других специалистов, объединенных в 10 структурных подразделений.
В те годы отдел главного конструктора занимал два этажа 4-этажного здания инженерного корпуса рядом с метро «Балтийская», где ныне, после банкротства предприятия с высокопрофессиональным коллективом, сделан очередной бизнес-центр, а вместо нескольких цехов бывшего краностроительного завода возведен гипермаркет «Лента» с парковкой.
Основные вехи работы отца на заводе
1950 год. Длительная командировка на монтаж и наладку оборудования на Цимлянский гидроузел – «стройку НКВД». Руководство бригадой заключенных-«мокрушников», с которыми были установлены нормальные взаимоотношения и решены поставленные задачи.
1958 год. На заводе были разработаны и изготовлены механизмы уникальных двухконсольных кранов для Братской ГЭС общим вылетом 100 метров и высотой подъема 180 метров.
Коллега и товарищ отца В. Н. Яворчук, участвовавший в наладке и сдаче этих кранов заказчику, рассказывал о сомнениях руководства стройки (а ее возглавлял член ЦК КПСС, величина в те времена) в работоспособности и прочности кранов, в связи с чем были проведены дополнительные, ужесточенные динамические испытания. По просьбе заводчан крановщик поднял максимально допустимый груз на максимальном вылете и на максимальной скорости, что в обычной практике недопустимо. В результате 50-метровая стрела превратилась из прямой в синусоиду с двумя волнами, после чего постепенно приняла исходное положение. Несложно себе представить состояние крановщика.
1960 год. Спроектирован и изготовлен шахтный кран грузоподъемностью 60 тонн с высотой подъёма 500 метров.
1963 год. Двухмесячная командировка на Севастопольский морской завод (Севморзавод), руководство монтажом первого советского самоходного плавучего крана. В дальнейшем было выпущено еще 53 таких крана. После окончания работ и сдачи объекта отец нырнул ласточкой со стрелы в Черное море, восхитив своим поступком многочисленных сдатчиков (на фотографии запечатлен этот уникальный прыжок).
1965 год. Создание и активное участие в сдаче в эксплуатацию 250-тонного плавучего крана-катамарана «Кер-Оглы», предназначенного для установки нефтяных вышек в Каспийском море.
1965 год. Разработка и изготовление кабель-крана пролетом 1100 метров для строительства Красноярской ГЭС. Высота опор крана – более 100 метров. Кран был предназначен для заполнения бетоном тела плотины.
С помощью этого крана в 1972 году, за 4 года до окончания строительства судоподъемника, через плотину были перенесены разные суда, в том числе 35-тонные «Метеоры».
1966 год. Сконструирован и изготовлен первый портальный кран грузоподъемностью 80 тонн. К его проектированию был привлечен ВНИИ технической эстетики, благодаря чему эти краны получились действительно красивыми.
1967 год. Создан новый тип грейферно-бункерного перегружателя грузоподъемностью 16 тонн.
1973 год. Спроектирован уникальный кольцевой кран для обслуживания строящейся на Криворожском металлургическом комбинате крупнейшей в мире доменной печи объёмом 5000 кубометров.
1978 год. Разработка и начало серийного производства инерционно-разгрузочной машины (ИРМ-8), обеспечивающей быструю механизированную разгрузку сыпучих грузов (зерна, картофеля и т.п.) из вагонов, исключающую ручной труд.
1978–1979 годы. Разработка и изготовление уникальных лебедок для Саяно-Шушенской ГЭС. Грузовые лебедки предназначались для кранов КБГС-1000 (краны башенные гидротехнического строительства).
За активное участие в создании Саяно-Шушенской ГЭС отец был награжден знаком «Участник строительства Саяно-Шушенской ГЭС», а его имя было выбито на гранитной стеле среди почетных строителей. На заводе отца в шутку и с уважением называли ГЕС (по заглавным буквам имени, отчества и фамилии).
1979 год. Отец по поручению Главка был координатором работ ряда предприятий по созданию наземных комплексов по обслуживанию советского многоразового челнока «Буран».
1980 год. 5 апреля отец получил несколько десятков телеграмм и многочисленные поздравления по случаю своего 60-летия.
1980 год. Заводом выпущен 10000-й кран. Для Ленинградского морского порта изготовлен первый отечественный контейнерный перегружатель. Завершено проектирование грейферно-бункерного перегружателя производительностью 800 т/час.
1980 год. Коллектив заводчан выдвинут на Государственную премию 1981 года «за разработку конструкций, освоение серийного производства и внедрение в эксплуатацию портальных кранов, обеспечивших прогрессивные методы механизации работ».
1981 год. Отец уходит с должности главного конструктора руководителем группы, и при этом периодически продолжает замещать и главного конструктора, и главного инженера. Одновременно он продолжает координировать «бурановский» проект и часто ездит в командировки по стране.
1983 год. Отец в 63-летнем возрасте вынужден по состоянию здоровья уйти на заслуженный отдых. Сказались военные ранения и напряженная работа на ответственных должностях.
До конца 80-х годов отец часто посещал родной завод и свой конструкторский коллектив. Со временем встречи с коллегами переместились на квартиру, дома отмечали 70, 75, 80 и 81 год рождения.
В 2006 году отец ушел в дальний путь. Проводить его пришло очень много бывших коллег, в их сердцах о нем остались только светлые воспоминания.