Месть жертвы изнасилования
Эта работа часто привлекает внимание зрителей
Артемизия Джентилески (1593-1653, Италия) Юдифь, отрубающая голову Олоферну. 1612-1613:
Возникает вопрос, откуда такая жестокость и зачем такой натурализм?
Во-первых, конечно из самого сюжета. Библию давно не читали? В одноименной книге (правда она является неканонической или второканонической) всё так и описывается. Иудейка Юдифь сделал вид, что без ума от чужеземного захватчика, её вместе со служанкой провели к нему в шатёр, ну а дальше – та самая «секир-башка». Так что иллюстрация точная.
Во-вторых, Артемизия Джентилески открыто, и не скрывая этого, стремилась подражать кумиру своей эпохи – бунтарю, смутьяну и человеку, вдохнувшему новую жизнь в живопись – Караваджо. Кстати, у него есть своя «Юдифь». Но, дело не только в сюжете. Картины Караваджо отличались тем, что их хотелось потрогать. Творческая сверхзадача мастера – добиться максимальной правдоподобности, чтобы мёртвая рука, например, буквально свисала с холста. Отсюда такой натурализм у «Юдифи» Джентилески. Она просто отлично усвоила урок учителя.
Но есть и третья причина. Дело в том, что когда Артемизии было 19 (в 1612), её в мастерской изнасиловал художник Агостино Тасси, который работал над одним из заказов вместе с её отцом Орацио Джентилески (вы будете смеяться, но и он был художником). Судебный процесс длился более полугода. Тасси дали всего два годы, и то, пишут, что через год он вышел по УДО. Кстати, как художник Тасси был весьма неплох. Вы до сих пор считаете, что «гений и злодейство вещи несовместные»? О, вы плохо знаете историю итальянского искусства.
Однако, сейчас мы не о насильнике, а о его жертве. Я думаю, вам уже понятно, какие чувства вкладывала синьорина Артемизия в эту картину, написанную, кстати, «по горячим следам» после преступления и судебного процесса в 1612-1613. Да-да, вот эта вот кровишша написана 20-летней девушкой.
Вот вам ещё работа на схожую тему. И тоже библейский сюжет. Иаиль прокралась в шатёр к завоевателю Сисаре и тоже умертвила его, вбив острый колышек в висок.
Артемизия Джентилески (1593-1653, Италия) Иаиль и Сисара. 1620
И в конце, ещё одна Юдифь, чуть более поздняя, чем первая
Артемизия Джентилески (1593-1653, Италия) Юдифь и её служанка с головой Олоферна. 1618-1619:
Впрочем, несмотря на трагедию в молодости, Артемизия Джентилески сделал блестящую живописную карьеру и вошла в историю как одна из самых великих женщин-художниц. Вот это сила воли, помноженная на талант. А своему обидчику она отомстила по-своему