Как российский рынок повышает тариф общественного транспорта
Краткое содержание :
Ожидания и реальность
Жители России, которые постарше, помнят времена трагического излома, когда разрушили Советский Союз и заменили советские общественные отношения на рыночные (капиталистические) отношения. В те времена почти повсеместно было понятие, как у Виктора Цоя: «перемен требуют наши сердца». Пропаганда либеральной и прозападной части общества уверяла: «Вот уберём КПСС, к власти придут настоящие и честные профессионалы, и мы будем как на Западе: получать высокие зарплаты, ездить на собственных авто, есть французские булки и жилищные проблемы решим махом. Придёт рынок и всё расставит по местам».
И многие поверили в слащавые речи краснобаев. Некоторые явные издержки после слома советской системы не насторожили. Президент-пьяница на всю страну грозился по поводу роста цен – «голову положу на рельсы».
Реальность же оказалась трагической для народа, а не для пустозвона при власти, при переходе на новые экономические отношения в стране была гиперинфляция, цены в 1992 году выросли почти в 3000 раз.
Если считать с нарастающим итогом за 30 лет, то с 1990 года цены выросли почти в 20 000 раз. И старое советское при Сталине «а были времена, когда и цены снижали» воспринимается вроде фантастики и сказки. За 32 года рыночных отношений цены на товары и услуги повышаются ежегодно, это уже аксиома современной России. И немалый вклад в этот постоянный рост цен вносит и современное так называемое «рыночное российское государство». Для примера график – рост цен на бензин за 20 лет с 1998 года (это в богатой нефтью стране):
Принципы рыночных отношений
Любое экономическое общественное явление имеет ряд постулатов и принципов, с помощью которых это явление можно описать и дать характеристику. Есть такие принципы и в рыночных отношениях. Упрощённо эти отношения описываются 10 принципами – свобода выбора видов хозяйственной деятельности, принцип конкуренции, цена формируется под воздействием спроса и предложения, государственное регулирование экономики и т.д. В данный момент нас интересует ценообразование.
Опять же по-простому. Спрос увеличивается – цена растёт, предложение уменьшается – цена тоже растёт. Если регулировать спрос и предложение можно добиться или роста цен, либо их снижение за счёт снижения спроса или роста предложений.
А вот с ростом предложения у российской власти и российского бизнеса трудновато, это ведь надо товары производить, услуги оказывать, короче говоря, работать. Легче закрыться фразой «рынок всё расставит» и потихоньку набивать свои карманы да присматривать недвижимость за границей и заказывать очередную модель автомобиля.
Тарифы на общественный транспорт
Перед уходом депутатов Государственной думы на каникулы на сессии был заслушан доклад министра В. Савельева о проблемах и достижениях Министерства транспорта Российской Федерации. Некоторые показатели в сравнении с другими странами (рейтинги Всемирного банка):
- доступность и качество транспортной инфраструктуры – 30-е место;
- железнодорожный транспорт – 33-е место;
- качество автодорог – 111-е место (40% не соответствуют нормативам);
- качество аэропортов – 87-е место;
- качество водных портов – 82-е место.
Конечно, в этом докладе не рассматривался вопрос, почему такие тарифы на общественный транспорт и кто виноват. А надо было дать оценку деятельности власти «рыночников» за 32 года правления.
Как некоторый факт деградации общественного транспорта. В 1990 году в СССР было перевезено пассажиров: автобусами 28,5 миллиардов человек, железнодорожным – 3 миллиарда 100 тысяч человек, воздушным – 91 миллион человек. То есть суммарно около 37 миллиардов.
В 2019 году перевозки составили суммарно 12 миллиардов человек, в три раза меньше советского показателя.
С одной стороны это падение можно пояснять увеличением количества личного транспорта, количество личных автомобилей возросло более чем в 5 раз.
По сравнению с СССР конечно прирост значительный. И часть россиян пересела на автомобили. Но что делать «безлошадным», тем 700 человекам из 1000, которые авто не имеют?
Муниципалитеты не в состоянии организовать качественные перевозки общественным транспортом своими силами, и виновато в этом «рыночное» государство. Например, такой вид общественных перевозок пассажиров, как трамваи. В СССР трамвайное сообщение было более чем в 120 городах. В 11 городах трамвай просто исчез – в Грозном, Шахтах, Иванове, Архангельске, Астрахани, Воронеже, Рязани, Ногинске, Дзержинске, Твери, Комсомольске-на-Амуре. Количество перевезённых пассажиров сократилось в 5 раз.
Стоимость нового вагона трамвая – около 60 миллионов рублей. Их просто перестали производить.
Не лучше ситуация и с троллейбусами. Их производство упало с 2500 единиц в СССР до примерно 300 единиц в России в 2021 году. Стоимость простого троллейбуса примерно 4 миллиона рублей, электробуса около 25 миллионов рублей. В 20 городах троллейбусное сообщение ликвидировано, последними попали под раздачу жители в Костроме.
Производство автобусов в СССР было на уровне 50 000 в год, сейчас в России на уровне 12 000 в 2021 году.
Говоря простым языком, власть и бизнес «ужали» предложение по общественному транспорту и тем самым подняли тарифы на общественный транспорт. Всё в соответствие с рыночными принципами. Да ещё дополнительно посмотрите на рост цен на бензин, немаловажную составляющую тарифа. Вот и получается, что спрос на транспорт общего пользования сокращается. Не по карману, пешком проще.
В СССР был единый тариф по всей стране – трамвай 3 копейки, троллейбус – 4 копейки и автобус – 5 копеек. Где сейчас эти копеечные тарифы, только в сказке-истории страны.
Наверное, единственные города, где проблема общественного транспорта «нивелируется» – это города-миллионики с наличием метро. А их в России мало, да и развитие метро больше не происходит, Москва считает, что две столицы вполне достаточны на всю страну, где пассажир может быстро доехать до точки назначения.
В Новосибирске при мэре-коммунисте Анатолии Локте с 2017-го по 2023 год на условиях софинансирования из областного бюджета для города закуплено 366 единиц техники: 190 автобусов, 47 трамваев, 129 троллейбусов. Планируется купить ещё примерно 150 единиц троллейбусов. Создали совместное российско-белорусское предприятие "БКМ-Сибирь", которое ремонтирует и модернизирует вагоны трамваев. И качество перевозок в городе улучшилось. Транспорт ходит до нуля часов. Но не в каждом городе такой способный мэр, который решает проблемы.
Вы ещё верите в российский рынок, тогда мы идём к вам.
Фото из открытых источников
Уникальность текста: 100.0%
Как Вы оцениваете тарифы на общественный транспорт в Вашем городе?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты