ЗАГАДОЧНЫЕ ШЕДЕВРЫ живописи: их создали Ван Гог, Врубель, Гумпп!
Вы знали, что Рубеля чуть не свела с ума его собственная картина? За каждым полотном кроется своя история. Ну что, поехали. Картину «Ночная терраса кафе»
Винсент Ван Гог написал в самый умиротворенный период своей жизни. Спустя два столетия это полотно продолжает вызывать интерес и восторг. Ценители живописи любуются такими красочными пейзажами и сочетаниями цветов, а искусствоведы пытаются отыскать в нем скрытые смыслы.
И что самое интересное, им это удается. Есть теория, которая говорит о том, что в этот вечерний пейзаж Ван Гог поместил сюжет «Тайной вечери» Леонардо да Винчи.
И исследователи нашли этому несколько доказательств. Во-первых, в центре полотна стоит официант в белых одеждах, который отсылает нас к образу Иисуса. Во-вторых, вокруг него находятся посетители кафе. Всего их 12. Ничего не напоминает?
Конечно же, это явная отсылка к 12 апостолам, которые пришли на тайную вечерю. В-третьих, один из посетителей стоит отдельно, как бы собираются уйти. Это, как вы уже догадались, аллюзия на того самого предателя Иуду, покинувшего ужин с учителем. Ну и еще одна деталь в копилку библейских версий. Оконная рама позади официанта Иисуса, которая очень похожа на крест.
К сожалению, сам художник никогда не упоминает, вдохновлялся ли он Фреско да Винчи на самом деле. Но биографы Ван Гога говорят о том, что он был приверженцем религии и в молодости очень хотел проповедовать христианство. Кто знает, может быть, религиозные устремления художника все-таки нашли отклик и отображение в его творчестве.
Идем дальше. Михаил Врубель написал картину «Демон поверженный» в 1902 году.
В этом же году полотно представили на выставке «Мир искусства» в Санкт-Петербурге. Люди, посещавшие эту выставку, засматривались на демона, как бы зажатого в горах на фоне алого заката. Но Врубель не был доволен своим детищем. Каждое утро он приходил к картине и принимался дописывать ее, отчего фон и поза демона постоянно менялись, а лицо демона становилось то страшным, то печальным. И постепенно желание Врубеля довести картину до идеала превратилось в такую настоящую одержимость, настоящую манию. И окружающие заметили такую пугающую перемену в художнике, хотя сам Врубель ощущал прилив сил и некое такое вдохновение. Живописец попал в психиатрическую лечебницу, где ему диагностировали поражение нервной системы. Врубель сам был повержен своим демоном. Получается вот такая закольцованная история.
Еще одна интересная история связана с Йоханнесом Гумпом, малоизвестным австрийским художником. Кстати, иногда фамилию этого художника еще переводят как Гамп. Он стал знаменитым благодаря своему автопортрету. И что же в нем такого удивительного, спросите вы?
А вот что. То, что это не простой автопортрет, а двойной. Посмотрите на картину. Мы как будто приоткрываем дверь в мастерскую художника и подглядываем за ним. Он стоит к нам спиной, смотрит в зеркало слева и пишет собственный портрет. И получается, что мы видим лицо Гумпа дважды в отражении и на холсте. Какой смысл заложил живописец в эту картину?
Может быть, это размышление о настоящем, которое ты видишь в зеркале, и которое известно только тебе. И о таком приукрашенном я, которое ты создаешь для всех остальных. К сожалению, нам остается только догадываться, ведь автор не оставил никаких заметок по поводу этой картины. Кстати говоря, у Гумпа есть еще одна картина, почти такой же автопортрет, только овальной формы. О существовании других работ художника мы ничего не знаем. Но мне нравится думать, что Гумб писал исключительно автопортреты, потому что он очень нравился себе и считал, что грешно не показывать миру такую красоту.
Надеюсь, сегодня мне удалось вас по-настоящему удивить, и вы узнали что-то новое и очень интересное.