Новые правила рынка труда 2023 г.: кто будет работать за серую зарплату ниже прожиточного минимума?
В последнее время всё чаще слышу, что в России острый дефицит кадров и невозможно найти работников. Отчасти соглашусь с тем, что рынок труда сузился (я работаю главбухом и нередко сам присутствую на собеседованиях). Благо, костяк работников на нашем предприятии имеется и постепенно увеличивается.
Но сейчас я бы хотел посмотреть на этот вопрос с другой точки зрения - наёмного сотрудника. Работники на рынке труда всё же имеются, но их подход, по крайней мере в крупных городах (я из Екатеринбурга), существенно изменился. Вот на что ныне смотрят соискатели вакансий.
1) Зарплата должна быть не ниже прожиточного минимума. И это не МРОТ, а нормальная жизнь с покупкой хороших продуктов питания, одежды, бытовой техники, возможностью выплачивать платёж по ипотеке. Сейчас трудно заинтересовать работников зарплатой ниже 50 000 рублей. Поэтому предприятия, которые не могут найти сотрудников - совет один, "поднимайте зарплаты". Для владельцев бизнеса пришло время, когда, если они хотят работать и зарабатывать, они должны начать "делиться" со своими работниками.
2) Никто не хочет работать под руководством управленцев-самодуров. Именно они знают "как лучше", жалуются на своих работников по поводу, а чаще, без, и в основном они больше всего хотят сэкономить на зарплате сотрудников.
3) Работники не хотят работать за серую зарплату и иметь ненормированный рабочий день. Кривые схемы с оплатой труда сейчас уже трудно встретить (в этом плане ФНС проделало большую работу). Если есть выбор, устроиться на работу с белой зп или с серой (в конверте), то нетрудно предположить, на каком варианте остановятся люди.
4) Многие хотят работать в крупных компаниях, а не в маленьких неизвестных фирмах. У неизвестных компаний, где штат работников не слишком большой, сейчас всё больше сложностей с наймом сотрудников. К ним, просто, никто не идёт, так как не знает, чего ожидать в будущем. Поэтому создание своих сайтов, ведение соцсетей становится обязательной программой-минимумом даже для микробизнеса. Ну и чтобы привлечь ценного работника ему нужно предлагать зарплату выше рынка.
5) В работе должна быть цель. На мой взгляд, главная проблема российского бизнеса, что у многих компаний просто нет целей, планов и миссии кроме как зарабатывания денег. Если у компании всё же есть ценности, понимание - зачем они существуют, то и у работников будет совсем иной подход к работе, он будет знать, какую пользу он приносит обществу. Поверьте, создание интереса у работников к тому, что они делают, ничуть не меньшая мотивация, чем заработная плата.
Многие могут сказать, что я утрирую и подобные веяния рынка ещё не дошли до небольших городов, где у людей нет выбора в плане работы. Но глядя на нынешнюю ситуацию и то, что было лет 10 назад, разницу можно увидеть: работники стали ценить себя больше, а владельцы бизнеса всё больше понимают, что без команды не построить эффективный бизнес.