Mihall65
Mihall65Подписчиков: 801
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг441.7к

Аристотель и Платон - различия между двумя философами

65 просмотров
2 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,10 рублей за дочитывания
Зарабатывать
фото из интернета

Изучая курс философии в греческом мире, мы знакомимся с великими личностями, чьи мысли и труды оказали глубокое влияние на историю цивилизации и повлияли на ее формирование спустя тысячи лет после их появления.

Среди них - Платон и Аристотель, два настоящих гиганта интеллекта и духа, которые были тесно связаны друг с другом, учили великим истинам и до сих пор признаются и почитаются последующими поколениями за свой вклад.

В их работах мы находим много общего в их взглядах на жизнь, человека и мораль, что вполне естественно, ведь они были связаны друг с другом как Учитель и Ученик. Но мы также находим и некоторые различия в их восприятии мира, политики и места женщины в обществе.

Различия между двумя философами

Платон родился в 428 году до нашей эры в Афинах. Его родители происходили из аристократического рода. Поэтому его образование было изысканным. С юности он интересовался политикой и тем, что происходило в Афинах. В 20 лет он встретил своего будущего учителя, Сократа, с которым оставался в течение 8 лет, до самой его смерти.

С Сократом у него сложились особые отношения как с учеником, так как его учение оказало решающее влияние на формирование внутреннего мира Платона. После смерти учителя Платон позаботился о том, чтобы сохранить и передать его учение и его великолепную личность, написав знаменитые сократовские диалоги.

Вернувшись в Грецию после многочисленных путешествий, он основал в 387 году до н. э. в Афинах философскую школу общинного характера, которую назвал Академией в честь героя Акадима.

Там он преподавал в течение 40 лет, до самой смерти, в соответствии со своими идеалами и сократовским духом. Академия стала катализатором знаний и формирования важных личностей того времени в Греции и породила множество великих имен в области философии и науки. Одним из них был Аристотель.

Аристотель родился в Стагире на Халкидике в 384 году до нашей эры. Его отец был известным врачом, что, вероятно, повлияло на интерес сына к биологии и физике.

В 18 лет он поступил в Академию Платона и оставался там в течение 19 лет, до самой смерти своего учителя. У него сложились с ним близкие отношения и уважение к нему, но с некоторыми его идеями и положениями он сильно расходился.

Именно поэтому Платон, как говорят, называл его "поло", то есть жеребенком, который бьет мать в живот, как только появляется на свет. Разногласия между двумя великими философами - тема, достойная изучения. Но давайте рассмотрим более конкретно те моменты, по которым они расходились.

Пункт первый: теория идей

Первым главным и фундаментальным пунктом разногласий была их концепция Космоса.

Платон считал, что за миром чувств и материи существует другая реальность, которую он называл "миром идей".

В этом мире существуют и действуют формы, причины, закономерности всех вещей и явлений, которые мы воспринимаем через органы чувств вокруг себя.

Все создано на основе вневременной формы, которая остается вечной и неизменной, несмотря на изменения, которые привносит во все время. Эти вневременные формы представляются первоэлементами природы, чем-то вроде мысленных и абстрактных форм, которые образуют природные явления и число которых конкретно.

Аристотель, со своей стороны, придерживался совершенно противоположной точки зрения. Для него Платон перевернул реальность с ног на голову. Он соглашался с тем, что мир природы управляется изменчивостью, непостоянством и распадом. Но "идеи" Платона для него не были изначальными формами вещей, а являлись конструкцией человеческого разума, созданной на основе опыта. То есть наше представление о лошади сформировано нашим разумом после того, как мы увидели и сравнили в природе множество лошадей и пришли к тем характеристикам, которые являются общими для всех них, помимо их различий.

Этот набор общих характеристик и есть идея, или "форма", как называл ее Аристотель, которая не существует в каком-то конкретном мире, но присутствует во всем. Для Платона высшая реальность находится в мире идей и архетипов.

Для Аристотеля высшая реальность - это то, что мы воспринимаем своими органами чувств. Для Платона все, что мы видим вокруг себя, - это отражения других вещей, существующих в Мире идей, а значит, и в душе человека. Для Аристотеля все, что существует в душе человека, является отражением вещей и предметов в физическом мире.

Пункт второй: Политика

Еще одним важным пунктом разногласий между двумя философами является их взгляд на то, какой способ (конституция) лучше всего подходит для управления государством. В работе Аристотеля "Политика" и в работе Платона "Политейя" их политические позиции выражены несколькими общими, но в то же время и разными идеями.

Платон говорит об идеальном полисе, который идеален потому, что в нем действует конституция "аристократии", то есть им управляет совокупность людей, отличающихся мудростью, знаниями, добродетелью, справедливостью и способностью управлять гражданами; каждый гражданин в нем занимает важное положение, соответствующее его природе, способностям и делу, которое он взялся предложить в соответствии со своими наклонностями.

Так, он может принадлежать к сословию лордов (правителей), к сословию стражей - воинов (защитников города от нападения) и к сословию земледельцев, купцов, ремесленников (тех, кто обеспечивает средства, необходимые городу для жизни и выживания).

Эти классы скорее символические, чем реальные, и формируются не на основе социально-экономических или профессиональных критериев. Они связаны с четырьмя элементами природы (земля, вода, воздух, огонь), которые соответствуют характеристикам человеческой природы. Таким образом, каждый гражданин принадлежал к одному из этих классов в соответствии со своими особенностями и тем образованием, которое он должен был получить, чтобы воспитать свой характер, дух и внутренний мир в целом.

По Аристотелю, граждане делились по экономическим критериям на классы земледельцев, ремесленников и купцов, а по социальным - на бедных, богатых и средних. Отношения между бедными и богатыми определяют форму государственного устройства.

В зависимости от того, как распределяется власть и где она сосредоточена, определяется тип конституции, которая может принимать три формы: монархия или королевская власть (один правитель), аристократия (правят несколько человек) или демократия (правят многие).

Чтобы эти формы правления не превратились в тиранию, олигархию и толпу соответственно, целью правителей должно быть общее благо, а не интересы одного или немногих. Аристотель отдает предпочтение "среднему государству", то есть тому, что мы сегодня понимаем под демократическим полисом, где средний класс обеспечивает равновесие между богатыми и бедными и удерживает центр тяжести посередине в конфликтах между ними.

Пункт 3: Образ женщины

Еще одна точка расхождения между двумя гигантами - их взгляды на женщину. Платон отводит ей в своем "Государстве" место, равное положению мужчины. Он считал, что женщины могут править не хуже мужчин, потому что благоразумие, разум, мужество и добродетель - это не вопрос пола, а вопрос души, воспитания и образования.

Он подчеркивал, что государство, не дающее образования своим женщинам, "напоминает мужчину, который не упражняет и не тренирует только свою правую руку" ("Мир мудрости", Дж. Гаардер). Аристотель, напротив, считает женщину ниже мужчины, поскольку полагает, что по сравнению с ним она чего-то лишена и является "несовершенным человеком".

В процессе воспроизводства, поскольку женщина играет пассивную роль (получает), а мужчина - активную (отдает), ребенок наследует только качества мужчины (что, как мы знаем сегодня, не так). Взгляд Аристотеля на женщину был принят в Средние века, когда женщина была деградирована, считалась источником зла и порока и ограничивалась только своей репродуктивной ролью.

Несмотря на разногласия между Платоном и Аристотелем, важно подчеркнуть, что мы находим и "соглашения", то есть точки соприкосновения. Оба говорят о душе и ее значении для человека, оба подчеркивают, что счастье - это синоним добродетели, высоких ценностей и идеалов, и оба напоминают, что целью государства должно быть благо и воспитание всех его граждан.

Но мы видим, что и мудрый Платон, и логичный Аристотель дают много полезных и важных ответов на вопросы и проблемы нашего времени, поэтому они могут быть как современными, так и вневременными.

По материалам зарубежной прессы.

Спасибо что дочитали статью, ставьте лайки и комментируйте! Подписывайтесь.

Понравилась публикация?
14 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽
Валерий Ш
Подписчиков 26846
05.05.2024, 15:15
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг46М
Похоже, пора отгораживать совершенно новый вид человека, куда и отправятся шикарные и очень мудрые тёлочки,...
Подробнее
Неинтересно
00:32
Поделитесь этим видео
-12
137
Валерий Ш
Подписчиков 26846
05.05.2024, 15:15
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг46М
Похоже, пора отгораживать совершенно новый вид человека, куда и отправятся шикарные и очень мудрые тёлочки,...
Подробнее
Неинтересно
00:32
Поделитесь этим видео
-12
137
Ядеркот Майк
Подписчиков 247
28.04.2024, 12:35
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг462.6к
Тишина бьёт по голове, сон в тишине на ровном полу ничего удобнее нет, простая каша, простоя вода,...
Подробнее
Неинтересно
0
1
Ядеркот Майк
Подписчиков 247
25.04.2024, 07:44
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг462.6к
Что бы в любой ситуации мне было спокойнее, я просто думаю о том, что на самом ...
Подробнее
Неинтересно
0
0