Mihall65
Mihall65Подписчиков: 803
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг447к

Насколько эффективна международная помощь и содействие? Возникновение долговых ловушек. Трудно поверить, что это не ошибка, а особенность.

4 просмотрa
2 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,18 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Насколько эффективна международная помощь и содействие? Возникновение долговых ловушек. Трудно поверить, что это не ошибка, а особенность.

Статья начинается с все еще крутящегося на ветру пакета "помощи" Украине и рассматривает громкие прошлые случаи, когда международная помощь не предотвращала, а во многих случаях способствовала возникновению непосильных долговых обязательств. Трудно поверить, что это не ошибка, а особенность.

1 февраля 2024 года Украина получила от Европейского союза (ЕС) пакет помощи в размере 50 миллиардов евро, направленный на укрепление ее обороноспособности и содействие восстановлению страны. После вторжения России в 2022 году десятки других стран, а также многосторонние кредиторы, в которых доминирует Запад, такие как Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк, а также частные инвесторы, предоставили Украине миллиарды долларов помощи. Обещаны еще миллиарды.

Хотя международная поддержка была крайне важна для Украины, Киев должен будет вернуть большую часть этой помощи. Примерно половина населения планеты сегодня живет в странах, где выплаты по долгам превышают расходы на образование и здравоохранение. В то время как богатые страны могут устойчиво управлять долгом, бедные страны сталкиваются с проблемами, пытаясь избежать пагубных последствий чрезмерного долга, приводящих к замедлению развития.

Украина по-прежнему отчаянно нуждается в иностранной финансовой помощи, гуманитарной помощи, развитии инфраструктуры, военной поддержке и наращивании технического потенциала. Однако среди различных международных сторонников наметилась тихая осторожность. Способность Украины провести поддерживаемые Западом политические, экономические и коррупционные реформы, изгнать российские войска и выплатить кредиты ставится под сомнение. Эта нерешительность подчеркивает трудности, связанные с координацией деятельности разнообразных доноров на протяжении длительного времени.

ЕС был основным источником финансовой помощи для Украины, и недавнее утверждение последнего пакета помощи последовало за многомесячными дебатами между странами-членами. МВФ также предоставил кредит в размере 15,6 миллиарда долларов в 2023 году, что стало первым кредитом, выданным МВФ стране, находящейся в состоянии войны. В то же время иностранные инвесторы все чаще обращаются за гарантиями и страхованием инвестиций в Украину, а украинское правительство совместно со Всемирным банком работает над внедрением такой политики.

США предоставили Украине основную часть внешней военной помощи, но последнее выделение 60 миллиардов долларов на военную помощь застопорилось на несколько месяцев из-за оппозиции в Конгрессе. Поддержка Украины со стороны республиканцев заметно снизилась с первых дней войны, поэтому сторонники готовящегося пакета военной помощи подчеркивают его выгоду для американских компаний, создание рабочих мест и снижение эксплуатационных расходов на хранение или уничтожение запасов американского оружия.

Однако такое мышление вызвало отпор со стороны политического спектра. Политики-республиканцы все чаще критикуют предоставление Украине "чистого чека", а также выдвигают обвинения в потенциальном отмывании денег. Отсутствие долгосрочной, двухпартийной стратегии в отношении Украины со стороны Вашингтона заставляет оборонных подрядчиков сомневаться в необходимости наращивать производство оружия, которое и так уже находится под пристальным вниманием из-за завышения цен в условиях повышенного спроса.

К этому нежеланию добавляется обеспокоенность США по поводу создания долгосрочных рынков сбыта для оборонных подрядчиков. Например, с 1979 года США предоставили Египту военную помощь на сумму около 50 миллиардов долларов, включая истребители, вертолеты, танки, бронетранспортеры, самолеты наблюдения, обучение борьбе с терроризмом и помощь в охране границ. После того как в 2013 году Конгресс отменил половину ежегодной выплаты Египту в размере 1,2 миллиарда долларов после военного переворота (а также 250 миллионов долларов ежегодной экономической помощи), американские чиновники отметили, что правительству США придется оплатить пропущенную поставку и расходы на сворачивание программ. Позднее, в 2015 году, помощь Египту была полностью восстановлена,

Несмотря на возобновление военной помощи Египту, распределение этих средств по-прежнему вызывает вопросы. Это помогло предотвратить враждебное отношение к Египту, но, тем не менее, с 2013 года Каир сблизился с Китаем и Россией. Американские производители оружия сохраняют выгодные экспортные возможности, но эта помощь также способствовала обогащению и укреплению египетских вооруженных сил и позволила им освоить другие формы иностранной помощи. Условия МВФ по предоставлению Египту кредита в размере 3 миллиардов долларов в 2023 году зависели от приверженности военного правительства политическим и экономическим реформам, но это по-прежнему маловероятно.

Египет с долгом в 11 миллиардов долларов является второй по величине страной-должником МВФ после Аргентины (32 миллиарда долларов) и перед Украиной (9 миллиардов долларов). Всемирный банк относит к числу своих главных должников Индию (39 миллиардов долларов), Индонезию (19 миллиардов долларов) и Пакистан (18 миллиардов долларов). Совокупный мировой долг перед МВФ и Всемирным банком превышает 300 миллиардов долларов, причем их глобальный охват значительно расширился по сравнению с тем, что изначально они занимались восстановлением Европы после Второй мировой войны.

В начале 1980-х годов эти организации начали широкомасштабное антикризисное вмешательство в дела развивающихся стран, чтобы решить проблемы их внешнего долга. Поскольку США повысили процентные ставки для борьбы с инфляцией, кредиты, деноминированные в долларах, привели к значительным дефолтам и реструктуризации долгов, особенно в Латинской Америке.

МВФ и Всемирный банк выступали за приватизацию отраслей и индустриализацию, ориентированную на экспорт, устраняя торговые барьеры и предоставляя иностранным корпорациям более легкий доступ к сырью. Начиная с 1980-х годов, в условиях, связанных с программами структурной перестройки (SAP), возобновился экономический рост, но получатели помощи стали более зависимыми от рынка и МВФ и Всемирного банка, а заработная плата оставалась низкой за счет девальвации валют.

Окончание холодной войны и создание современной глобальной финансовой системы привели к тому, что правительства, жаждущие кредитов, переключились на страны и многосторонние организации, чтобы привлечь частных кредиторов, включая частные инвестиции и венчурный капитал.

Влияние широких стратегий кредитования проявилось в займах Пакистана в рамках политики частной энергетики в 1994 году. Доминирующую роль в проекте играл Всемирный банк, который предоставил гарантии, а также Азиатский банк развития и Экспортно-импортный банк Японии. Правительство Беназир Бхутто в Пакистане предложило суверенные гарантии, что привлекло значительные иностранные инвестиции с гарантированной прибылью, привязанной к доллару.

Однако смена правительств в Пакистане изменила долгосрочное политическое направление проекта, а местные независимые производители электроэнергии (IPP) стали завышать цены и создавать избыточное предложение, ввергнув страну в долги. Всемирный банк, наряду с пакистанскими правительствами и IPP, подвергся критике за отсутствие надзора и нецелевое расходование средств. Сегодня Пакистан испытывает острую нехватку энергии, а уровень его задолженности резко возрос.

Пакистан может рассчитывать и на другие источники финансирования. Саудовская Аравия кредитовала Пакистан еще в 1970-х годах, а Китай вышел на пакистанский долговой рынок в 2000-х годах. В ближайшие несколько лет Пакистану придется произвести крупные выплаты Саудовской Аравии, Китаю и частным инвесторам, что привело к противостоянию по поводу выдачи дополнительных кредитов и решения вопроса о том, чьи кредиты, наряду с западными, будут погашены в первую очередь. Это вызвало обеспокоенность по поводу устойчивости и стратегической целесообразности растущей зависимости Пакистана от внешнего долга.

Помощь Китая странам часто служит решением проблемы избыточной рабочей силы, сбережений и промышленного потенциала его государственных предприятий. Китайская сталелитейная, цементная, угольная и другие отрасли накопили огромные мощности, а китайская инициатива "Пояс и путь" позволяет Китаю экспортировать эти ресурсы. Однако это часто приводит к тому, что контракты на реализацию проектов получают китайские компании, что приводит к маргинализации местной промышленности и усилению зависимости, в то время как минералы и природные ресурсы добываются и экспортируются в Китай. Несмотря на споры о результатах некоторых проектов, они доказали свою эффективность в укреплении китайского влияния и завоевании благосклонности иностранных правительств и населения.

В XXI веке различные источники кредитования также объединились на так называемых "пограничных рынках". В 2010-х годах интерес инвесторов возрос к облигациям пограничных рынков, когда развивающиеся страны выпускали долговые обязательства в своей собственной валюте, в отличие от широко распространенных "еврооблигаций", часто деноминированных в долларах США. Пограничные облигации защищали развивающиеся страны от волатильных колебаний курсов валют, позволяя им корректировать условия платежей вне юрисдикции лондонских и нью-йоркских судов, и давали возможность управлять долгом с помощью печатания валюты.

Уолл-стрит поощряла эти страны к заимствованиям, предлагая низкие коэффициенты отношения долга к ВВП и заманчивые предложения высокодоходных ценных бумаг. Долг африканских стран резко вырос, поскольку их правительства выпустили суверенные облигации в таких известных мировых финансовых центрах, как Лондон и Нью-Йорк, в сочетании с ростом кредитования со стороны китайских государственных банков. МВФ и Всемирный банк, несмотря на свои самозваные роли глобальных финансовых контролеров, также поощряли эти займы и не били тревогу по поводу растущего источника долга, уделяя больше внимания долгам, выпущенным в иностранной валюте. К 2015 году правительства африканских стран получили 32 миллиарда долларов в виде кредитов, но выплачивали 18 миллиардов долларов в виде процентов в год, а долг продолжал расти.

Дефолт Мозамбика в 2016 году произошел на фоне обнародования значительных сумм ранее нераскрытых долгов, что свидетельствует об иностранных связях, связанных с ухудшением финансового положения страны и отсутствием надзора за сделками с частными инвесторами. В одном из громких случаев, произошедших в 2013 и 2014 годах, высокопоставленный банкир Credit Suisse подписал кредитное соглашение на 850 миллионов долларов с французским бизнесменом из Ливана Искандаром Сафа. Кредит предназначался для строительства береговых патрульных сил и флота по ловле тунца в Мозамбике. Банкам было выплачено вознаграждение в размере 17 миллионов долларов, а остальные 836 миллионов долларов были направлены в компанию Abu Dhabi Mar, связанную с семьей Сафа и базирующуюся в Объединенных Арабских Эмиратах. Банкир Credit Suisse покинул банк вскоре после заключения сделок и нашел работу под началом Сафы.

В результате этих разногласий Мозамбик оказался обременен незавершенными экономическими проектами и непогашенными кредитами. После поглощения Credit Suisse банком UBS банк выплатил сотни миллионов долларов в качестве компенсации и списания долгов. Два хедж-фонда, VR Capital Group и Farallon Capital Partners, также инициировали судебные иски против Credit Suisse и правительства Мозамбика за их роль в этой схеме. Кроме того, российский инвестиционный банк TVB Capital выплатил Комиссии по ценным бумагам и биржам более 6 миллионов долларов за свое участие, а Мозамбик продолжает добиваться от Safa компенсации в размере 3 миллиардов долларов.

Влияние COVID-19 на цепочки поставок и расходы уже ослабило финансовую стабильность Африки, а СВО России в Украине в 2022 году еще больше усугубило ситуацию. США быстро повысили процентные ставки, что заставило международных инвесторов начать отказываться от долговых обязательств в местной валюте в пользу облигаций, деноминированных в долларах. Это привело к обесцениванию местных валют и увеличению расходов на погашение долга в связи с ростом инфляции.

Эти последствия ощущаются по всей Африке. Встреча в 2023 году в Нью-Йорке между высшими финансовыми чиновниками Нигерии и западными кредиторами подчеркнула финансовые проблемы Нигерии. В 2022 году выплаты по долгам страны превысят ее доходы почти на 1 млрд долларов, что потребует дополнительных заимствований для выполнения существующих платежных обязательств крупнейшей экономики Африки.

Финансирование МВФ частично зависело от обязательств правительства Нигерии по отмене 50-летних субсидий на топливо в пользу расходов на энергетическую и транспортную инфраструктуру, образование и здравоохранение. Эти меры оказали дополнительное давление на инфляцию и стремительный рост стоимости жизни, что привело к масштабным общенациональным протестам. Исторически сложилось так, что местная коррупция в сочетании с коррупцией западных энергетических компаний, таких как Halliburton, участием таких политиков, как Дик Чейни, и соучастием таких банков, как HSBC, а также растущим влиянием Китая привели к тому, что большая часть богатств Нигерии перетекает к немногим избранным бенефициарам.

Многосторонние кредиторы, такие как МВФ, успешно вмешивались в ситуацию в прошлом, в том числе в Южной Корее (1997), Мексике (1995), а также сотрудничали со Всемирным банком, Межамериканским банком развития и Банком развития Латинской Америки (CAF) в Колумбии в 1999-2001 годах. В последние годы Китай также успешно оказал помощь нескольким странам.

Однако важно отметить, что в этих случаях страны-бенефициары уже были признанными союзниками и торговыми партнерами, пользовались привилегированным доступом к рынкам и прежними субсидиями, поддерживающими их промышленность. Кроме того, критике подвергались условия предоставления помощи, которые усиливали влияние стран и институтов-кредиторов на местную экономику.

Общую эффективность помощи Украине будет сложно определить до тех пор, пока продолжается конфликт и затягивается процесс восстановления. Однако уже сейчас обращается внимание на то, что растущий долг Украины используется инвесторами в качестве рычага для проведения приватизации и либерализации во всей экономике. Растущие трудности Украины с получением финансирования и помощи лишь подчеркивают отсутствие долгосрочной стратегии у кредиторов и хрупкость страны.

Ив Смит

По материалам зарубежной прессы

Спасибо что дочитали статью, ставьте лайки и комментируйте! Подписывайтесь

Понравилась публикация?
2 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽
Валерий
Подписчиков 372
сегодня, 01:38
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг189.2к
Два хлопца обнимались в попытке полюбиться перед смертью, но меж них залетела граната…а потом полетели они
Подробнее
Неинтересно
00:25
Поделитесь этим видео
-16
14
Валерий
Подписчиков 372
сегодня, 03:37
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг189.2к
💥🇷🇺Иксоводы группировки войск «Север» продолжают выбивать артиллерию ВСУк🇺🇦 на Харьковском направлении.
Подробнее
Неинтересно
00:30
Поделитесь этим видео
0
0
Валерий
Подписчиков 372
сегодня, 03:27
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг189.2к
🏃🏻🇺🇦Хохлы, побросав автоматы, бегут в Харьковской области
Подробнее
Неинтересно
00:13
Поделитесь этим видео
0
5
Валерий
Подписчиков 372
сегодня, 03:21
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг189.2к
❗️❗️❗️Срочно обращение Зеленского к мужчинам украины
Подробнее
Неинтересно
00:29
Поделитесь этим видео
-1
0
Валерий
Подписчиков 372
сегодня, 01:38
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг189.2к
Два хлопца обнимались в попытке полюбиться перед смертью, но меж них залетела граната…а потом полетели они
Подробнее
Неинтересно
00:25
Поделитесь этим видео
-16
14
Степан
Подписчиков 3
вчера, 18:25
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг5220
Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что хочет работать с такими странами, как Китай,...
Подробнее
Неинтересно
-1
1
Виктор Николаевич
Подписчиков 2447
вчера, 16:32
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг4.3М
Подготовка пилотов и особенности F-16
Подробнее
Неинтересно
07:58
Поделитесь этим видео
0
2
Виктор Николаевич
Подписчиков 2447
вчера, 16:24
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг4.3М
Видео рассказывает о создании и испытаниях прототипа истребителя F-16, который был спроектирован так,...
Подробнее
Неинтересно
08:02
Поделитесь этим видео
0
1
Виктор Николаевич
Подписчиков 2447
вчера, 15:06
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг4.3М
Американская высокомобильная артиллерийская ракетная система Хаймарс
Подробнее
Неинтересно
06:54
Поделитесь этим видео
0
0
Лебедева Светлана Васильевна
Подписчиков 367
вчера, 12:17
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг481.7к
Международные новостиБританская газета Guardian сообщила 16 мая, что британская ...
Подробнее
Неинтересно
0
0