Манукян Галя Мгеровна
Манукян Г МПодписчиков: 71
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг74.2к

Некоторые аспекты деятельности органов конституционного контроля Российской Федерации и Республики Армении.

26 просмотров
13 дочитываний
9 комментариев
Эта публикация уже заработала 1,38 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Конституция — это основной закон государства, на основе которого составляются все основополагающие нормы данного государства. Стабильность данного закона гарантирует стабильность существующего общества. Особую роль в сохранении норм Конституции играет орган конституционного контроля. Влияние деятельности органов конституционного контроля на стабильность основного закона важно рассматривать в сравнении, например, в сравнении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и Конституционного суда Армении.

Ключевые слова: Конституция, изменения, конституционный контроль, стабильность Конституции.

The Constitution is the main law of a state, on the base of which the basic norms of the state are founded. Stability of the law guarantees stability of the existing society. Special part in saving the constitutional norms is given to the body of constitutional control. The influence of bodies of constitutional control on the stability of the basic law should be considered in comparison, for example, in comparison of the Constitutional Courte of RF and the Constitutional Courte of Armenia

Keywords: the Constitution, changes, constitutional control, stability of the Constitution.

Необходимость конституционного контроля обусловлена наличием Конституции, потребностью действия конституционно закрепленных норм и принципов для установления и поддержания полномочий высших органов власти. Поэтому главная задача конституционного контроля заключается в обеспечении верховенства и стабильности Конституции, сохранения конституционного разделения властей и гарантирования защиты основных прав и свобод граждан, осуществляемого посредством конституционного судопроизводства.

При анализе деятельности органов конституционного контроля важным является сравнение подобных органов, в котором прослеживается необходимость в наличии органов конституционного контроля как основных гарантов сохранности Конституции. От эффективной деятельности такого органа будет зависеть стабильность законодательства и значимость норм Конституции.

Нами была проанализирована деятельность Конституционного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Армении.

Анализ деятельности Конституционного Суда Российской Федерации позволяет сделать следующие выводы:

  • Конституционный Суд Российской Федерации — это высший орган судебной власти по защите конституционного строя, по проверке конституционности нормативных актов и правоприменительной практики, по защите основных прав и свобод граждан;
  • Конституционный Суд Российской Федерации обеспечивает взаимодействие властей при президентской форме правления;
  • Конституционный Суд Российской Федерации эффективно устраняет конфликты, возникшие между различными ветвями власти, в частности между исполнительной и законодательной, между федеральными органами и органами субъектов федерации;
  • Конституционный Суд Российской Федерации охраняет незыблемость общих принципов права и основанных на них прав и свободы личности;
  • Конституционный Суд создал почву для перехода к правовому государству, при котором люди приобретают безопасность от произвола со стороны государства, его органов и могущественных экономических организаций;
  • Конституционный Суд РФ даёт толкование Конституции и использует практику презумпции в конституционном толковании.

Это независимый суд, подчиняемый только закону и оценивающий подзаконные акты с точки зрения их законности, эффективное действие которого зависит от степени сформированного гражданского общества.

Проблема заключается в том, что в науке конституционного права не решён полностью вопрос о природе конституционной ответственности, её санкциях и основаниях, и в первую очередь вопрос о конституционной ответственности высших органов государственной власти (Президента, Парламента, Правительства) за невыполнение или ненадлежащее исполнение актов Конституционного Суда.

В Республике Армении, как и в Российской Федерации, Суд является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

В Армении институт конституционного правосудия находится лишь на начальной стадии становления. Основной критерий оценки деятельности Конституционного Суда и судов общей юрисдикции в сфере конституционного контроля заключается в том, насколько их деятельность реально воздействует на общественные процессы, способствует претворению в жизнь конституционно-правовых начал, идей и ценностей, формированию армянской правовой государственности в целом. Приходится, к сожалению, констатировать, что им пока не удаётся развивать плодотворную и эффективную деятельность. Это обусловлено множеством факторов. Не последнюю роль в этом играет недоработанность законодательной модели конституционного правосудия. Поэтому первоначальной является задача доведения до конца процесса законодательного структурирования непротиворечивой, цельной, эффективной системы конституционного правосудия, которая в действительности могла бы обеспечить правовой профиль формирующейся армянской государственности.

В процессе совершенствования исходной модели конституционного правосудия приоритетными являются следующие направления и позиции:

  • конституционный контроль в современных условиях может и должен развиваться на основе и в границах строгого и последовательного соблюдения требований принципа разделения властей;
  • введение некоторых элементов превентивного нормоконтроля и их сбалансированное сочетание с репрессивным нормоконтролем положительно отразится на законотворческом процессе и будет способствовать «упреждающей» стабильности правовой системы;
  • расширение круга субъектов обращения в Конституционный Суд по абстрактному нормоконтролю является существенным условием эффективной конституционной юстиции;
  • всё более важное значение приобретает разрешение споров, возникающих между разными органами государственной власти, что обусловливает необходимость введения специальных процедур по таким делам;
  • система конституционного правосудия испытывает определённый дефицит в плане защиты прав и свобод человека и несовершенна до тех пор, пока не предусматривает такую правозащитную форму непосредственно на уровне индивида, какой является индивидуальная жалоба.

Для улучшения деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и Республики Армения можно внести следующие предложения:

  • Конституционный Суд зависит от политического руководства страны, поэтому необходимо как можно более его отдалить от политики и сделать менее зависимым от политического руководства страны;
  • особое мнение судьи Конституционного Суда не влияет на решение, а лишь приобщается к материалам дела, а нам кажется, решение должно быть принято, когда достигнуто полное согласие;
  • должна идти речь не о праве, а об обязанности суда обращаться в Конституционный Суд с запросом, ибо только он вправе проверить и сделать заключение о конституционности того или иного закона, иначе могут возникнуть ситуации, когда суды станут приходить к выводу о неконституционности.

В мировой государственно-правовой практике охраны Конституции используются как конституционный надзор, так и конституционный контроль.

В России функция конституционного контроля осуществляется специальным судебным органом конституционного контроля — Конституционным Судом Российской Федерации в рамках конституционного судопроизводства.

Конституционный контроль в Армении также осуществляет Конституционный Судом, выполняет функцию посредством абстрактного контроля нормативных актов и международных договоров.

Конституционный Суд по Конституции Республики Армении также является органом судебной системы.

Таким образом, в целом Россия и Армения придерживаются европейской модели конституционного контроля (создание специализированных судебных органов, наделённых соответствующей компетенцией, — Конституционного Суда Российской Федерации и Республики Армения, но в России, в отличие от Армении, есть конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации).

Сходство между Россией и Арменией наблюдается в функционировании конституционного контроля: специальный судебный орган конституционного контроля — Конституционный Суд Российской Федерации и Республики Армения.

Правовая охрана обоих государств обеспечивается конституционной юстицией или конституционным правосудием. Объектом проверки, разбирательства как в России, так и в Армении являются нормативно-правовые акты законодательной и исполнительной власти.

Различие в осуществлении конституционного контроля между Российской Федерацией и Республикой Армения можно увидеть на объектах, где контроль осуществляется, так как Россия является федеративным государством, а Армения— унитарным, между ними есть разница в территориальном делении.

Проведя анализ порядка работы, назначения судей и представителей по составу и порядку избрания в Российской Федерации и Республике Армения, можно увидеть различие между ними. Например, Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации правомочен осуществлять свою деятельность при наличии двух третей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определённым сроком.

В Конституционном Суде Республики Армения численность судей меньше, чем в России, он состоит из девяти членов, пять из которых назначаются Национальным Собранием, четыре — Президентом Республики. Национальное Собрание назначает члена Конституционного Суда в порядке, предусмотренном Конституцией. Конституционный Суд считается сформированным, если назначено более половины состава Суда. Национальное Собрание Армении назначает Председателя Конституционного Суда по предложению председателя Национального Собрания из состава Конституционного Суда в случае, если не назначен Председателя Конституционного Суда, в тридцатидневный срок его назначает Президент Республики Армении.

Вид конституционного контроля — это классифицирующая категория, являющаяся составной частью более широкого, родового понятия и обозначающая такую деятельность субъектов конституционного контроля, которая по ряду свойственных только ей характерных признаков отличает её от других видов данного контроля как в России, так и в Армении.

Конституционный контроль находится в центре всей системы контроля над законностью. Это обусловливается, прежде всего, тем особым положением, которое занимает Конституция в жизни общества. Являясь его главным политическим, правовым документом, Конституция закрепляет важнейшие стороны социально-экономической, политической системы, организации государства, определяет основные права, свободы и обязанности граждан, её действие распространяется на всю систему общественных отношений, она составляет юридическую базу для всего законодательства, является ядром сей правовой системы. Деятельность государственных органов, должностных лиц, общественных организаций, граждан, нормативные акты должны абсолютно соответствовать Конституции.

Некоторые аспекты деятельности органов конституционного контроля Российской Федерации и Республики Армении.

9 комментариев
Понравилась публикация?
10 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Манукян Галя Мгеровна
Комментарии: 9
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Валерий
Подписчиков 41
01.05.2024, 00:13
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг50.1к
Обратил внимание что все юристы дают краткие ответы на вопросы, которые можно назвать отписками.
Подробнее
Неинтересно
-1
30
Сергей Санников
Подписчиков 1041
вчера, 08:12
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг4.2М
Магнитная буря сегодня, 10, 11, 12 мая 2024 года: ближайшие дни окажутся неприятными для метеопатов.
Подробнее
Неинтересно
0
2
Садовод 62
Подписчиков 5936
позавчера, 19:25
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2.2М
.Говорят, что название «Арктика» происходит от греческого «арктос», что означает «медведь».
Подробнее
Неинтересно
0
1
Сергей Санников
Подписчиков 1041
позавчера, 08:07
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг4.2М
Достаточно часто в последние люди метеозависимые люди сталкиваются с ухудшением ...
Подробнее
Неинтересно
0
3
Владимир
Подписчиков 4858
07.05.2024, 06:15
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг9.8М
Си Цзиньпин, выдающийся китайский лидер, снова встряхнул китайскую армию, предлагая ...
Подробнее
Неинтересно
0
14
Сергей Санников
Подписчиков 1041
07.05.2024, 06:10
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг4.2М
7 мая президент Владимир Путин официально заступит на свой пятый срок. Инаугурация ...
Подробнее
Неинтересно
-1
2
Сергей Санников
Подписчиков 1041
07.05.2024, 05:54
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг4.2М
Магнитная буря сегодня, 7, 8 и 9 мая 2024 года: метеопатов предупредили о новых вспышках на Солнце.
Подробнее
Неинтересно
-1
1
Бабкин Михаил Александрович
Подписчиков 66439
02.05.2024, 13:25
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг26.3М
Регулярно растущие суммы в квитанциях ЖКХ являются главным раздражающим фактором для жильцов.
Подробнее
Неинтересно
-3
81
Сергей
Подписчиков 733
02.05.2024, 13:04
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2.9М
Меня со своей молодой женой не было в деревне буквально пять дней, а там уже произошли такие изменения,...
Подробнее
Неинтересно
00:39
Поделитесь этим видео
-1
122
Сергей Санников
Подписчиков 1041
01.05.2024, 06:56
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг4.2М
Магнитная буря сегодня, 1, 2, 3 мая 2024 года: Солнце продолжает преподносить неприятные сюрпризы.
Подробнее
Неинтересно
-3
1
Валерий
Подписчиков 41
01.05.2024, 00:13
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг50.1к
Обратил внимание что все юристы дают краткие ответы на вопросы, которые можно назвать отписками.
Подробнее
Неинтересно
-1
30