"20 лет назад, Gmail появился в день Дурака. Шутка всё ещё над нами."
Полностью бесплатный сервис электронной почты с предложением 1 ГБ хранилища, встроенными возможностями поиска и автоматической ветвлением сообщений? Слишком хорошо, чтобы быть правдой.
По крайней мере, так думали многие 20 лет назад, когда Google объявил о запуске Gmail. Честно говоря, легко понять, почему некоторые читатели AP News написали письма, утверждая, что журналисты агентства непреднамеренно попали на апрельский розыгрыш Google. Учитывая состояние электронной почты в 2004 году, перспектива хранения данных примерно на 250-500 раз больше, чем в Yahoo! Mail и Hotmail, звучала невероятно — предлагать все это бесплатно казалось абсурдным. Но было что-то еще более абсурдное, чем технологические возможности Gmail.
Трудно себе представить сейчас, но было время, когда отдавать все свои данные частной компании в обмен на ее продукт не было стандартной практикой. Gmail стал значительным сдвигом в стратегии (и этике) для Google — чтобы воспользоваться всеми этими бесплатными новаторскими функциями веб-почты, новые пользователи сначала соглашались на то, чтобы компания всасывала все их коммуникации и связанные данные. Эта прибыльная информация затем использовалась для предоставления персонализированной рекламы наряду с рекламными объявлениями, встроенными в браузер Gmail.
"В зависимости от вашего мнения, Gmail либо слишком хорош, чтобы быть правдой, либо это вершина корпоративного высокомерия, особенно если речь идет о компании, девиз которой звучит так: 'Не будь злым'," — писал журналист технологического раздела Slate Пол Бутин 15 апреля 2004 года.
Условия, скрытые в условиях использования Gmail, быстро вызвали негодование наблюдателей. В течение недели после его анонса (и последующего подтверждения, что это не розыгрыш на Первое апреля), критики технологий и защитники конфиденциальности опубликовали совместное открытое письмо соучредителям Google Сергею Брину и Ларри Пейджу, призывая их пересмотреть основные принципы Gmail.
"Сканирование личной переписки так, как это предлагает Google, — значит, выпустить джинна из бутылки", — предостерегали они. "Сегодня Google хочет извлечь прибыль от продажи рекламы. Но завтра другая компания может иметь совершенно другие идеи о том, как использовать такую инфраструктуру и данные, которые она собирает".
Но беспокойство не смутило Google. Функции Gmail действительно были невиданными на тот момент, и многолетняя пошаговая реализация продолжала накалять интерес, утверждая его как ультраэксклюзивный сервис. Шумиха была настолько сильной, что некоторые люди выкладывали до $250 на eBay за коды приглашений.
Как отметил ранее сегодня Engadget, Google продолжала сканировать электронную почту для рекламы еще более десяти лет. Gmail открылся для широкой публики на День святого Валентина 2007 года; к 2012 году его более 425 миллионов активных пользователей официально сделали его самым популярным сервисом электронной почты в мире — и одним из наиболее желанных онлайн-хранилищ данных.
Потребовалось еще пять лет, прежде чем Google, наконец, согласилась на усиленную критику, согласившись завершить свои тактики сканирования электронной почты для рекламы в 2017 году. Однако к тому времени ущерб был нанесен — обмен "бесплатными" услугами на личные данные практически стал нормой для таких крупных технологических компаний, как Meta** и Amazon. Более того, Google все еще находит множество способов собирать данные по всем своим многим другим услугам — в том числе позволяя и использовать их для различных целей.
В то же время продолжается стремительное внедрение искусственного интеллекта в продуктовый арсенал Google, открывая новую главу в дискуссии о онлайн-конфиденциальности, которая началась двадцать лет назад с появления Gmail.
Хотя Gmail был представлен 1 апреля 2004 года, его шутка ещё долго донимала нас в последующие годы.