У детей врожденное желание к обучению, но мы сами отбиваем мотивацию к учебе
Краткое содержание :
У меня много знакомых родителей, чьи дети ходят в школу. Все они жалуются на то, что их дети устали от учебы, не хотят учиться, не хотят делать домашние задания.
"Да он не хочет учиться" - рано или поздно эту фразу произносит практически каждый родитель.
Куда пропала мотивация?
Но как такое возможно? У детей есть врожденное стремление к обучению, познанию чего-то нового. Рождается ребенок, постепенно растет и проявляет интерес ко всему окружающему миру - ему интересно все.
Именно поэтому малыши лезут абсолютно во все места, за ними только глаз да глаз. Чуть позже ребенок вдруг начинает интересоваться цифрами, буквами-например, спрашивает про цены товаров в магазине. В процессе жизни малыш познает первые знания по математике, чтению. И заметьте, его не надо заставлять, его не надо усаживать за стол. Он все это делает с легкостью в игровой форме.
Несправедливость
Но куда потом пропадает мотивация к обучению? Эту мотивацию убиваем мы, взрослые. Сначала родители делают ребенку замечания и постоянно указывают на ошибки. Причем часто это делают в жесткой форме.
Затем воспитатели в саду начинают активно сравнивать ребенка с другими - "А вот Маша считает быстро и правильно, тебе до Маши далеко..".
Ну а в школе начинается полный треш - появляются оценки, которые вдруг оценивают ребенка. Давайте не забывать, что оценка - это субъективное мнение педагога. Отличнице Марине, у которой мама работает в школе, а папа в полиции учительница не снизит оценку за одну ошибку.
А тот самый хулиган Петька сразу же получит тройку только потому что неправильно оформил задачу.
А если еще и родители требуют пятерок, то ребенок вообще оказывается в тревожном и невротическом состоянии. Получил 5 - значит, ты хороший. Получил 4 или 3 - сразу наказание и унижения.
Метод сравнений
Учителя постоянно используют метод сравнений, высмеивают ошибки и не готовы помогать детям с плохими оценками. Отличников садят за первые парты, а двоечников и троечников на ту самую "Камчатку". Вместо того, чтобы хоть раз создать троечнику ситуацию успеха, его гнобят на протяжении 11 лет.
Ну и где тут сохранится мотивация к обучению? Разве захочет ребенок учиться? Понятное дело, отличники, стремящиеся постоянно получать одни пятерки, будут учиться изо всех сил. У каждого своя причина получать пятерки - кого-то наказывают родители, кому-то внушили, что без пятерок не стать успешным, у кого-то сильная мотивация к учебе (такое бывает у детей редко).
Дети они на то и дети, чтобы играть, веселиться, наслаждаться жизнью. Детство - оно одно, оно не повторится. А тут эта школа со своими нудными уроками и домашними заданиями, которые делаешь до ночи.
Прежде всего нужно понять ребенка - почему вдруг пропала мотивация, если она была раньше. А может ее кто-то отбил? Скорее всего это сделал кто-то из взрослых. Детей нужно уметь заинтересовывать, да и не только детей.
Семейное образование
Мы сейчас активно изучаем семейное образование, потому что на семейном образовании проще сохранить мотивацию к обучению. У сына проявляются стремления к математике, любит решать разные примеры. Сейчас изъявил желание научиться читать - раньше этого желание я не проявлял, а я не навязывала - всему свое время.
Кто-то пишет - да на семейном образовании ребенок не подготовится к ЕГЭ.
Стоп, а дети, которые учатся в школе легко подготавливаются к ЕГЭ? Почему же родители постоянно репетиторов нанимают?
В общем, чем больше погружаюсь в тему семейного образования, тем больше понимаю, что для нашей системы координат такой вид обучение подходит больше, чем школа. Хочется быть подальше от этой системы, где за каждую ошибку тебя гнобят. А без ошибок ведь невозможно обучение.
Я в школе, кстати, училась на отлично (до старших классов), но до сих пор помню этот страх ошибки.