Трагедия в том, что Европа так наивно оценивает экспортный кризис в Китае.
Трагедия в том, что Европа так наивно оценивает экспортный кризис в Китае.

На этой неделе европейские автопроизводители, такие как Volkswagen AG, добились своего, когда запрет на двигатели внутреннего сгорания, действующий с 2035 года, был фактически отменен. Этот запрет считался слишком амбициозным, слишком дорогостоящим и несбыточной мечтой для китайских конкурентов, чье преимущество в развитии электромобилей (благодаря субсидиям) обеспечило им 7% доли на автомобильном рынке континента. Столкнувшись с выбором между климатическим лидерством и сохранением рабочих мест, ЕС выбрал последнее.
Хотя запрет и не привел к настоящему буму электромобилей в Европе, его отмена ни в коем случае не обеспечит будущее отрасли. Он не решит проблему конкуренции со стороны Китая. Хуже того, его отмена посылает сигнал о том, что автопроизводители могут спокойно снизить темпы инвестиций. Это неправильный сигнал.
Трагедия здесь заключается не в неуклюжем бюрократическом перегибе, а в промышленной и геополитической наивности Европы перед лицом китайского экспортного двигателя и высокотехнологичных амбиций. Торговый профицит Пекина с ЕС в этом году увеличился почти до 300 миллиардов долларов . Если раньше Германия наводняла Китай автомобилями и машинами, то после пандемии COVID-19 ситуация изменилась: экспорт немецких автомобилей в Китай сократился на 70% в период с 2022 по 2024 год. Прибыль автопроизводителей падает, и они сокращают рабочие места. Volkswagen впервые закрыл завод на своем внутреннем рынке.

Для решения этой проблемы необходимо трезво оценить причины дисбаланса. В основе деятельности китайской компании BYD Co., которая обогнала Tesla Inc. и стала крупнейшим в мире производителем электромобилей, лежит подлинная инновационность. Компания продает в Европе электромобили, такие как Dolphin Surf, по цене менее 23 000 евро. Однако европейский успех страны также обусловлен субсидиями, избыточными производственными мощностями и ослаблением юаня. Тот факт, что Китай экспортирует больше автомобилей с бензиновыми двигателями, чем электромобилей, также доказывает, что дело не только в сложных правилах ЕС. «Китай производит больше, чем мир может принять», — как недавно выразилась Лиззи С. Ли из Института политических исследований Азиатского общества.
Обратной стороной переизбытка предложения в Китае является слабый спрос в Европе. По мере того, как в США поднимается таможенный мост, а Китай вытесняет импорт из ЕС, становится очевидным отсутствие сильного европейского рынка. Вялая экономика, высокие цены и альтернативные варианты транспорта сдерживают переход на электромобили, как и неравномерная зарядная инфраструктура и высокая стоимость энергии. В первой половине этого года производство автомобилей в Европе сократилось на 2,6%; в Китае оно выросло на 12,3%. В конечном итоге, протесты против запрета 2035 года стали отвлекающим фактором.
Европейским политикам для решения глубоко укоренившихся проблем отрасли необходимы не только резкие изменения в регулировании или публичные сетования . Им следует рассмотреть другие способы ограничения поставок из Китая. Тарифы на электромобили до сих пор были слишком незначительными и запоздалыми, не охватывая другие автомобили, такие как гибриды. Возможно, их придется расширить. ЕС также должен искать союзников, чтобы оказать давление на Китай в связи со слабой валютой, которую глава хедж-фонда Стивен Джен назвал неустойчивым недостатком. Экономист Николас Гетцманн подсчитал, что общий объем импорта из Китая в еврозону увеличился почти на 5% в период с октября 2022 года по 2025 год.

В то же время ЕС должен также стимулировать спрос внутри страны. В недавнем документе Центра европейских реформ предлагается расширить субсидии, чтобы направить спрос на электромобили европейского производства и отсеять китайское производство, отдавая предпочтение цепочкам поставок с низким уровнем выбросов. И учитывая мрачное состояние частного сектора в блоке, с неожиданным ухудшением ситуации в промышленном секторе Германии в этом месяце, Европейский центральный банк должен дать понять о готовности к дальнейшему снижению процентных ставок, а не обсуждать дальнейшее их повышение.
Электромобили никуда не денутся. BloombergNEF по-прежнему прогнозирует, что мировые продажи электромобилей вырастут на 16% к 2026 году и достигнут 25,4 миллиона единиц. Если и есть ошибка в диагнозе, то она касается способности Европы трансформировать свою промышленность, соблюдая правила, которые не соблюдают ни китайцы, ни американцы. Пока этот образ мышления не изменится, корректировка запретов 2035 года мало что изменит.
https://www.bloomberg.com/opinion/articles/2025-12-17/thought-gasoline-demand-peaked-in-2019-try-2030?srnd=phx-opinion