Вениамин
ВениаминПодписчиков: 7
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1362

Льготы медицинским работникам в сельской местности, или как суды берегут бюджет

832 просмотрa
173 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 16,30 рублей за дочитывания
Зарабатывать

В соответствии со ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», утвержденных Верховным Советом РФ 22.07.1993 № 5487-1 (в редакции до 01.01.2005) устанавливалось право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

С 01.01.2005 согласно п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» отменены без равноценной компенсации ранее предоставлявшиеся медицинским работникам учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, жилищно-коммунальные льготы.

В соответствии с частями 4, 5, 6 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. Федерального закона Российской Федерации от 22.08.2004 № 122-ФЗ):

меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации,

меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

В силу п. 1 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ лица, имеющие право на получение компенсационных выплат, предусмотренных ранее действующим законодательством, имеют право на компенсации в размерах, установленных новым законом. Пункт 2 этой же статьи содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего закона нормативных актов, должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры мер социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров мер социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующей категории граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Как следует из правовой позиции, обозначенной Конституционным Судом РФ в определении от 07.02.2008 № 383-ОП закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ правовое регулирование – во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона – не предполагает отмены права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005, а напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты.

При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере. В целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.

Кто же должен предоставлять данную льготу и как ее получить? При обращении в Министерство социального развития по порядку предоставления данной льготы, перенаправляют в Министерство здравоохранения, в соответствии с тем, что вопрос находятся в компетенции последнего. Министерство здравоохранения сообщает, что нет возможности пересчитать всех льготников (или просто нет желания?), но в судебном заседании данный вопрос решить можно, доказав факт проживания и работы истца в сельской местности, в учреждении здравоохранения, пользование льготами на бесплатное предоставление жилья с отоплением и освещением до 2005 года. Где же в данном случае эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня социальной защиты медицинских работников? Естественно никакого надлежащего правового регулирования органами местного самоуправления осуществлено не было. Медицинские работники, которые ранее пользовались данной льготой, вынуждены обращаться в суд для восстановления своих нарушенных прав.

В настоящее время в судебной практике встречается несколько путей развития данной ситуации. В связи с прекращением предоставления льгот одни медицинские работники стали получать льготу в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», другие – в соответствии с законами субъектов «О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа...», в соответствии которыми предоставляется частичная компенсация.

В первом случае суды приходят к выводу, что медицинский работник, имея право на меру социальной поддержки как ветеран труда и как медицинский работник системы здравоохранения, пользуется своим правом выбора. Выбирает, начиная с 01.01.2005 меры социальной поддержки как ветеран труда в виде компенсации в размере 50 процентов расходов на оплату жилого помещения и 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг. Таким образом, как считает суд, фактически медицинские работники, добровольно отказываются от предусмотренной льготы в размере 100 процентов расходов на коммунальные услуги, которая в соответствии с правовой позицией, обозначенной Конституционным Судом РФ в определении от 07.02.2008 № 383-ОП, а также во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ не подлежит отмене.

Поскольку законодательство не предусматривает возможности предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг по двум основаниям одновременно, суд отказывает в удовлетворении исковых требований, в том числе в выплате недоплаченной разницы между понесенными расходами на отопление и электроснабжение квартиры и предоставленной льготой как ветеран труда. Можно обжаловать решение суда, но результата вряд ли получится добиться.

Во втором случае медицинские работники получают частичную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с законом субъекта «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа...». «Предоставленный медицинским работникам субъектами Российской Федерации объем льгот не обеспечивает сохранение прежнего уровня социальной защиты истца, которым они пользовалась до 01.01.2005». Таким образом, в данном случае суд удовлетворяет требование истцов о взыскании разницы между понесенными расходами на отопление и электроснабжение квартиры и предоставленной частичной компенсации.

Я не вижу существенной разницы в этих двух случаях. Во втором случае суд сделал правильное заключение, что «предоставленный медицинским работникам субъектами Российской Федерации объем льгот не обеспечивает сохранение прежнего уровня социальной защиты истца, которым они пользовалась до 01.01.2005» и удовлетворил выплату разницы между понесенными расходами и частичной компенсацией. Почему бы не выплатить аналогичную разницу и в первом случае?

Подводя итог, считаю, что органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников каких-либо эффективных правовых механизмов, обеспечивающих сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере, не приняли. Информация о порядке предоставления и получения данной меры социальной поддержки полностью отсутствует. Получить ее можно только в судебном порядке, да и то не всегда.

Свежий пример найти не сложно: врачи требуют с областного минфина почти 300 тыс. рублей: https://www.newsler.ru/society/2019/03/11/vrachi-trebuyut-s-oblastnogo-minfina-pochti-300-tys-rublej

Как вы считаете, введены ли органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере медицинских работников?

Проголосовали:4

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Понравилась публикация?
0 / -1
нет
Подписаться
Донаты ₽