Канищев Дмитрий Викторович
Канищев Д. В.Подписчиков: 15
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг127

Основания возникновения трудовых правоотношений

1 870 просмотров
441 дочитывание
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 38,05 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Главным основанием возникновения трудовых правоотношений между работником и работодателем признается трудовой договор (ст. 16 ТК РФ).

В целом же для возникновения, изменения и прекращения трудового правоотношения должен совершиться согласно нормам трудового права соответствующий юридический факт или группа таких фактов. Юридические факты, влекущие за собой возникновение трудовых правоотношений, именуются основаниями их возникновения. Характерной особенностью таких юридических фактов является то, что ими не могут признаваться события, правонарушения, иные не предусмотренные законом акты.

Следует различать простые и сложные основания возникновения трудовых правоотношений.

К простым относится заключение трудового договора между работником и работодателем. Данного факта самого по себе достаточно, чтобы считать трудовые правоотношения состоявшимися. При этом следует отличать заключение трудового договора от его оформления. Под заключением трудового договора законодатель понимает достижение фактического согласия между работником и работодателем как субъектами трудовой правовой сделки по всем существенным условиям использования наемного труда. Таким образом, фактический допуск работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его надлежащего представителя признается необходимым и достаточным юридическим фактом для возникновения соответствующего трудового правоотношения вне зависимости от того, был ли при этом надлежащим образом письменно оформлен трудовой договор.

Сложные основания возникновения трудовых правоотношений представляют собой совокупность отдельных юридических фактов, вместе образующих достаточное общее основание для возникновения трудового правоотношения.

Статья 16 ТК РФ предусматривает в качестве одного из обязательных элементов такого состава факт заключения трудового договора. Вне факта заключения трудового договора, т. е. автономно, дополнительные основания возникновения трудовых правоотношений, предусмотренные ст. 16 ТК РФ, не имеют смысла.

Трудовой кодекс РФ предусматривает пять дополнительных оснований, представляющих юридические факты, которые в совокупности с фактом заключения трудового договора означают возникновение трудового правоотношения. К ним относятся:

избрание на должность;

избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности;

назначение на должность или утверждение в должности;

направление на работу уполномоченным в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты;

судебное решение о заключении трудового договора.

В данном перечне отсутствует еще один факт, который входит в фактический состав, являющийся основанием возникновения трудовых отношений с лицами, проходящими альтернативную гражданскую службу, — направление на альтернативную гражданскую службу. Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 113-Ф 3 «Об альтернативной гражданской службе» к месту прохождения альтернативной гражданской службы гражданин направляется военным комиссаром в соответствии с решением призывной комиссии. Заключение трудового договора без предписания военного комиссариата не допускается.

Избрание на должность предполагает определенную процедуру выборов, которая предшествует заключению трудового договора, при этом трудовая функция и особые характеристики труда избираемого работника определяются не только и не столько трудовым договором, сколько соответствующим нормативным, административным или иным юридическим актом. При этом важно иметь в виду, что процедуре выборов в свою очередь должно предшествовать согласие гражданина участвовать в выборах на вакантную должность.

Также следует отметить, что возникновение трудовых правоотношений посредством избрания на должность (ст. 17 ТК РФ) и последующего заключения трудового договора возможно только в тех случаях, когда трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации прямо предусмотрена такая процедура. Ни сам работодатель, ни работодатель совместно с работником или его представительным органом не вправе своим решением вводить процедуру выборов.

Наиболее распространенным примером рассматриваемого сложного основания возникновения трудового правоотношения является избрание единоличного исполнительного органа хозяйственного общества общим собранием акционеров (участников) или советом директоров общества в зависимости от компетенции, установленной уставом общества в каждом конкретном случае. Само по себе избрание такого субъекта на должность означает получение им гражданско-правового статуса органа управления юридического лица: протокол общего собрания акционеров (участников) или заседания совета директоров является необходимым и достаточным основанием, чтобы такой субъект начал реализовывать предусмотренные законом и учредительными документами организации гражданско-правовые права и обязанности. Однако для того чтобы вступить в трудовые правоотношения, директору (генеральному директору) необходимо будет заключить с обществом трудовой договор, что в свою очередь будет являться следствием осуществления правового действия, имеющего в своей природе базовую гражданско-правовую направленность и одновременно являющегося элементом сложного фактического состава основания возникновения соответствующего трудового правоотношения.

Избрание на должность по конкурсу (ст. 18 ТК РФ) характерно, например, для замещения должностей профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений. Для реализации указанного сложного основания ректором вуза объявляется в периодической печати или других средствах массовой информации конкурсный отбор. Обсуждение и конкурсный отбор претендентов проводятся на ученом совете вуза, факультета, филиала вуза. Указанный способ возникновения трудовых правоотношений объясняется повышенной потребностью тщательного и качественного отбора на должность преподавателя вуза, установлением особых квалификационных требований к претендентам на замещение должностей профессорско-преподавательского состава.

Конкурсный порядок приема на работу также характерен для некоторых категорий государственных служащих, руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, научных работников, творческих работников театрально-зрелищных учреждений.

Сложный юридический состав, включающий в себя акт направления на работу, используется при необходимости возложения на работодателя юридической обязанности принять к себе на работу определенное лицо в счет установленной законом квоты. Такая мера не всегда учитывает интересы работодателя, поскольку лишает его возможности оценить деловые качества работника и блокирует его свободу в выборе необходимого ему работника. Однако в данном случае приоритет в регулировании отдается социальной функции трудового права и общественному интересу, состоящему в обеспечении трудоустройства лиц с заведомо пониженной конкурентоспособностью на рынке труда.

К таким лицам законодатель относит прежде всего инвалидов. Статья 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает для организаций, численность работников в которых составляет более 100 человек, обязанность принять на работу в рамках установленной законодательством субъекта РФ квоты инвалидов. Квота устанавливается в процентах к среднесписочной численности работников (от 2 до 4%).

Иногда законодательство субъектов РФ устанавливает квоту и для других категорий лиц, испытывающих трудности в устройстве на работу и в силу этого нуждающихся в повышенной социальной защите. Так, Закон г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90 «О квотировании рабочих мест» устанавливает квоту для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.

Назначение на должность или утверждение в должности (ст. 19 ТК РФ) чаще всего характерно для фактических составов, в которых присутствует властное волеизъявление компетентных государственных органов, уполномоченных принимать решение о приеме на работу лиц, наделяемых функциями публичной власти. В порядке назначения осуществляется замещение должностей государственных служащих (ст. 13 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), судей (ст. 6 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»), прокурорских работников (ст. 13 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Возникновение трудовых правоотношений возможно в порядке принуждения работодателя заключить трудовой договор на основании судебного решения по иску лица, которому ранее было необоснованно отказано в заключении трудового договора. Право обжаловать такой отказ в судебном порядке предусмотрено ч. 6 ст. 64 ТК РФ. Применение данного сложного ос¬нования на практике вызывает трудности, связанные с тем, что суд, принимая соответствующее решение, непосредственно не определяет конкретное содержание трудового договора, подле¬жащего заключению. В связи с этим зачастую возникает вопрос: на каких условиях работодатель обязан заключить трудовой до¬говор с работником в соответствии с решением суда? Однознач¬ного ответа на данный вопрос не дает ни законодательство, ни правоприменительная практика. Перечень обязательных усло¬вий трудового договора содержится в ст. 57 ТК РФ, а вот кон¬кретное содержание этих условий, вероятно, должно опреде¬ляться по аналогии с условиями труда работников той же про¬фессии, специальности, должности, уровня квалификации.

Понравилась публикация?
/
нет
Подписаться
Донаты ₽
Буйкин Алексей Юрьевич
Подписчиков 830
06.11.2021, 14:48
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг15.7к
В сфере трудовых правоотношений законодательно установлены определенные гарантии инвалидам.
Подробнее
Неинтересно
0
0