Телефонные мошенники. Можно ли вернуть деньги?

Однажды мой близкий знакомый, назовем его Алексей (имя изменено), столкнулся с принеприятнейшей ситуацией: с его карты мошенническим способом похитили денежные средства.
Схема мошенничества
С подменного номера звонят мошенники и представляются службой безопасности банка, сообщая попутно, что с карты клиента совершена подозрительная транзакция либо предотвращена попытка хищения денежных средств и что ему срочно нужно отменять проведенную операцию и для этого ему необходимо назвать номер карты, а также проговорить роботу-автоответчику пришедший на телефон пароль, после чего мошенники получают доступ к онлайн кабинету владельца карты и могут списать денежные средства со всех счетов.
Позиция банка
Обманутый владелец карты прибегает в банк с требованием отменить проведенные мошенниками транзакции, и представитель банка гордо сообщает, что транзакции отменить нельзя, потому что деньги переведены в другой банк, а клиент сам виноват, что попался на удочку мошенников.
Данные о клиенте из банка не утекали, а клиент сам вопреки требованиям банка о неразглашении паролей подтверждения их сообщил. На просьбу сообщить, куда ушли деньги, менеджер пожимает плечами и предлагает взять выписку за 100–300 рублей, из которой ничего не понятно, и идти с этим в полицию, где в 90 % ничем не помогут.
Сейчас я выдвину тезис, с которым вы можете поспорить, но банкам выгодны телефонные мошенники. Почему так происходит? Дело в том, что с целью запутать следы они производят множество транзакций, в том числе и межбанковских, за которые банк взимает комиссии. Кроме того, обманутый клиент берет выписки по счетам, за что тоже платит банку комиссии. Выявленные мошеннические карты, с которых иногда не в полном объеме мошенникам удается обналичить денежные средства, банк блокирует (остатки на счетах затем банки списывают в доход), и мошенникам приходится оформлять новые карты, опять же за деньги. А клиент? А куда он денется. 70 % банковского сектора занимают крупные банки. Клиенту некуда бежать.
Что делать?
В такой ситуации, конечно же, необходимо направлять заявление в полицию. Затем напишите претензию в банк, указав следующие фразы «на принадлежащий мне телефонный номер осуществлен звонок с телефона банка (если использовался подменный номер), звонивший представился работником банка, при этом, располагая сведениями, составляющими банковскую тайну, и моими персональными данными, которые могли быть известны только работникам банка, завладел данными, позволяющими получить доступ к моему личному кабинету, вследствие чего со счетов №... денежные средства переведены на счета третьих лиц» и «прошу провести проверку по факту разглашения данных, составляющих банковскую тайну», «прошу осуществить отмену следующих операций... и провести возврат денежных средств».
Банк откажет вам в возврате, но это и понятно. Вам нужен только его отказ. После отказа напишите жалобу в Банк России, либо территориальное его представительство. Это тоже не даст толка для возврата денежных средств, но повлияет на общую ситуацию с телефонными мошенничествами.
Затем в банке вам необходимо взять полную выписку по счету, из которой будет видно, на какой счет и в каком банке переведены денежные средства. Ну а затем в банк-контрагент направляется письмо с просьбой предоставить сведения о владельце счета и произвести возврат денежных средств на ваши счета. Естественно, что банк-контрагент откажет вам в предоставлении данных сведений. И вот теперь у нас есть полный пакет документов для обращения в суд.
Суд
В суд по месту нахождения филиала банка-контрагента, в котором открыт счет, на который переведены денежные средства, подается иск и взыскании неосновательного обогащения. Естественно, что ответчик (банк-контрагент) в качестве аргумента против вашего иска приведет положение ст. 834 Гражданского кодекса «Договор банковского вклада». Именно в этот момент, на суде, вам необходимо заявить ходатайство о возложении на ответчика обязанности по предоставлению сведений о владельце вклада. Суд имеет право принять данное решение.
Так вот, в случае удовлетворения данного ходатайства вы получаете лицо, к которому можно предъявить требование. Конечно, возможно, это номинальное лицо, но оно каким-либо образом предоставляло свои данные, а значит, должно понести ответственность.
Вы можете указать, что оперативно-следственным путем данные о владельце счета можно получить раньше, не буду вас разубеждать, но легализовать их для суда проблематично. Вряд ли следователь разгласит данные предварительного следствия до момента ознакомления с материалами следствия в порядке ст. 216 УПК РФ.
Возможно, возникнет вопрос, делал ли я это на практике? Отвечу: нет, я предложил этот вариант своему знакомому, но он счел это слишком долгим и нудным процессом, а уголовное дело по его заявлению так и не возбудили.
Если у вас есть иные предложения, буду рад о них прочитать.
Выгодны ли телефонные мошенники банкам?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Ну уже это давно известная схема. Что её муссировать. Когда звонят непонятные люди с незнакомого номера, кладите трубку и сами перезванивайте в свой банк. Чтобы не было глупых потерь и хождения по мукам.
Самое интересное, что сейчас звонят и с номера Банка, например номер 900, более того алгоритм действий сотрудников Сбербанка включает требование о предоставлении кода из смс.
Неужели? Многих таких знаете лично?
Как раз у моего клиента прошел звонок с номера 900
Мошенники, конечно, НЕ выгодны банкам. Получении платежа в 100-200 руб не может компенсировать вред, который причинен репутации банка.
В государстве где на три банка приходится 70% банковской системы я бы не стал говорить о репутации. В 1991 Сбербанк заморозил все вклады, а проще говоря "кинул" вкладчиков и это не помешало ему остаться самым крупным банком.
Вы считаете, что это банк самовольно сделал, без попустительства (одобрения или совместно принятого решения) правительства? Вы это серьезно?
Не важно. Важно, что у нас практически нет иного выхода кроме Сбербанка, ВТБ и РСХБ (Открытие, ПСБ, ГПБ - тоже государственные по факту) поэтому им плевать на репутацию.
Все не совсем так. Имеется ст. 26 Федерального Закона "О банках и банковской деятельности". В соответствии с этой статьей, банк обязан предоставить сведения о владельца счетов следствию в рамках уголовного дела, либо по требованию руководителя следственного органа. И эта статья работает. Во всяком случае мне удалось привлечь к уголовной ответственности мошенника, который имел свою банковскую карточку. Его данные банк предоставил следствию по номеру карточки.
Абсолютно верно, но орган следствия не обязан предоставлять эту информацию Вам. Кроме того бывает сложно легализовать эту информацию для суда.
В мае этого года мне 4 раза звонили с, якобы, службы безопасности Сбербанка. И все время говорили, что замечены операции в моем личном кабинете. При том, что в Сбербанке у меня нет ни счета, ни карты. Я вообще услугами Сбербанка не пользуюсь (не доверяю ему). Что можно сказать? Не нужно реагировать на эти звонки, и не нужно вступать в разговоры с, якобы, службой безопасности. Правильным будет переспросить фамилию звонящего и сказать, что вы сейчас перезвоните сами в банк и все уточните. Обычно, на этом разговор заканчивается..
Деньги вернуть можно путем вывоза оных на природу... Покупаться, позагарать...