О коррупции в сфере исполнения уголовного наказания
В Российской Федерации борьба с коррупцией ведется не одно столетие. Количественные показатели (выделяемые денежные средства, проводимые профилактические мероприятия, принимаемые нормативные правовые акты, раскрываемые коррупционные правонарушения, осуждаемые за их совершение лица и т. д.) постоянно меняются, происходит их увеличение, но достигаются ли при этом положительные результаты? Это вопрос спорный. Не смотря на достаточно детальную разработанность проблем коррупции, в отечественной науке до сих пор отсутствует единый подход к пониманию данного явления.
В научной литературе приводится множество определений понятия коррупции. В соответствии с позицией, высказанной А.И. Долговой, основным признаком коррупции является подкуп-продажность, когда один субъект, занимающий определенное служебное положение, наделенный определенными полномочиями, подкупается другим субъектом ради того, чтобы соответствующее служебное положение и полномочия были использованы в интересах подкупающей стороны. Этот подход имеет много сторонников среди ученых.
Предмет нашего исследования охватывает коррупционные проявления в специфической области общественных отношений – сфере исполнения уголовного наказания. Исполнение уголовных наказаний традиционно признается исключительной функцией государства, для осуществления которой, как правило, создаются специализированные учреждения и органы.
Место органов, исполняющих наказание, в системе органов государственной власти определено Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» , в соответствии с которым учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания составляют единую уголовно-исполнительную систему. Статьей 5 указанного закона определена организация УИС, кроме того, деятельность УИС регламентирована УИК РФ и Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» . Указанными нормативными правовыми актами установлено, что в УИС входят учреждения, исполняющие наказания, территориальные органы УИС и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний.
Исполнение наказания осуществляется работниками УИС России. В соответствии со ст. 24 Закона РФ № 5473-1 к работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы. Как следует из норм закона, персонал учреждений, исполняющих наказания, представлен тремя категориями: сотрудниками УИС, рабочими и служащими (гражданский персонал).
На наш взгляд, коррупционную преступность в сфере исполнения наказания необходимо рассматривать комплексно, как разновидность пенитенциарной преступности. Между тем однозначного подхода к анализу преступности участников правоотношений сферы исполнения наказания в виде лишения свободы в науке нет. Коррупционную преступность в рассматриваемой сфере можно условно разделить на должностную преступность персонала учреждений, исполняющих наказание и иных участников правоотношений в данной сфере и иных лиц (взяткодателей или посредников во взяточничестве). Для первой группы преступлений обязательным признаком будет совершение преступления с использованием служебного положения или служебных полномочий из корыстной заинтересованности. Для второй группы преступлений обязательным признаком коррупции является совершение преступления путем подкупа или посредничества во взяточничестве. Общим и обязательным признаком для данных преступлений, будет выступать нарушение нормальной деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание. Теперь мы хотели рассмотреть сами виды коррупционных преступлений.
1.Коррупционные преступления, не связанные с выполнением основной (непосредственной) функции и проявляющиеся преимущественно в сфере отношений собственности. Этот подвид преступности составляют все виды хищений, совершенные сотрудниками УИС благодаря использованию служебного положения или служебных полномочий из корыстной заинтересованности. Типичным примером такого рода коррупционного преступления выступает преступная деятельность Т., осужденного судом Челябинской области, который являясь исполняющим обязанности начальника исправительного учреждения, используя свои служебные полномочия вопреки интересам службы, зная о наличии не оприходованных денежных средств, находящихся на лицевом счете учреждения с целью их хищения предложил предпринимателю оформить фиктивный договор оказания услуг по проведению огнезащитной обработки материалов и конструкций крыши здания колонии поселения. После оформления фиктивного договора на расчетный счет предпринимателя были перечислены денежные средства учреждения. Затем денежные средства были обналичены и переданы Т., который обратил их в свою собственность. Судом Т. признан виновным в мошенничестве, совершенным с использованием служебного положения (ч. 3 ст. 159 УК РФ) и ему назначено наказание в виде лишения свободы на один год условно.
Сюда же будут входить преступные деяния, связанные с подкупом-продажностью в связи с реализацией властных полномочий сотрудниками УИС не связанных с исполнением непосредственных функций исполнения наказания. Типичным примером такого преступления является приговор суда г. Ярославля в отношении В., который занимая должность заместителя начальника исправительного учреждения получил взятку от предпринимателя, поставившего в исправительное учреждение продукты, за непроведение экспертизы качества поставленных продуктов. Судом В. осужден по ч. 2 ст. 290 УК РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере тридцати пятикратной суммы взятки, т.е. в размере 1 050 000 (одного миллиона пятидесяти тысяч) рублей, с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в государственных органах, государственных учреждениях, сроком на 2 (два) года.
2. Коррупционные преступления, связанные с отношениями служебной подчиненности сотрудников УИС. Как правило, такие преступления составляют поборы руководителей УИС с подчиненных им сотрудников. Так, например, приговором Ленинского районного суда г. Курска, осужден Л., который временно исполняя обязанности заместителя начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний в ходе совещания сотрудников руководящего состава исправительных учреждений УФСИН России, потребовал от собравшихся подчиненных сотрудников сдать от каждого исправительного учреждения денежные средства в сумме 5500 рублей, которые ему якобы нужны для решения служебных вопросов. Переданные ему личные средства сотрудников всего в сумме 27 500 рублей, Л. использовал по собственному усмотрению. По данному эпизоду преступной деятельности Л., его действия судом квалифицированы поч. 1 ст. 286 и назначено наказание в виде штрафа в доход государства в сумме 30 тыс. рублей.
3. Коррупционные преступления, совершаемые сотрудниками УИС и связанные с непосредственным выполнением функции исполнения наказания. Такие преступления наиболее типичны для рассматриваемой сферы и, на наш взгляд, имеют повышенную степень общественной опасности.
Рассмотрим основные виды коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками УИС при реализации функций исполнения наказания в виде лишения свободы. Пронос на территорию исправительных учреждений запрещенных предметов и веществ (в том числе и наркотических) за взятку. Как правило, это средства мобильной связи, алкоголь, наркотики. Так, например, приговором Московского районного суда города Твери в совершении четырех преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 286 УК РФ и трех преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 290 УК РФ признан виновным И., который занимая должность младшего инспектора группы надзора отдела безопасности Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 1 УФСИН по Тверской области неоднократно проносил на территорию исправительного учреждения и передавал лицам отбывающим наказание в виде лишения свободы мобильные телефоны и иные средства связи за взятку. Судом И. назначено наказание в виде лишения свободы сроком 3 года 6 месяцев, со штрафом в размере 300 000 рублей, с лишением права занимать должности в правоохранительной и уголовно-исполнительной системе на срок 3 года, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Перевод осужденных из одного вида исправительного учреждения в другое. Приговором Пинежского районного суда Архангельской области осужден начальник отряда по воспитательной работе с осужденными исправительного учреждения А., который признан виновным в том, что неоднократно получал взятки от осужденных за подготовку положительных характеризующих материалов в суд для рассмотрения ходатайства о переводе для дальнейшего отбывания наказания из исправительной колонии общего режима в колонию-поселение и за невоспрепятствование администрацией исправительного учреждения в принятии решения о направлении в суд необходимых документов об изменении вида исправительного учреждения. Действия А. судом квалифицированы по ч. 1 ст. 290 УК РФ, ч. 2 ст. 290 УК РФ, п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ, п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ, ч. 1 ст. 30, п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ и ему назначено наказание 5 лет лишения свободы со штрафом в размере 6 000 000 рублей с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти либо с выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях сроком на 2 года 6 месяцев, с лишением специального звания.
Предоставление осужденным различных льгот, преимуществ и попустительств при отбывании ими наказания. Приговором Октябрьского районного суда г. Омска осужден бывший начальник отдела по воспитательной работе с осужденными исправительного учреждения Т., который регулярно вымогал взятки у лица, отбывающего наказание в виде лишения свободы. Т. ежемесячно получал от 30 до 100 тысяч рублей от осуждённого, отбывающего наказание в колонии, за что Т. оказывал заключённому покровительство. Всего Т. получил через посредников в качестве взятки 250 тысяч рублей. Судом действия Т. квалифицированы по п.п. «б, в» ч. 5 ст. 290 УК РФ и ему назначено наказание в виде 7,5 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, а также штрафа в размере 1,5 млн рублей.
Также сюда можно отнести выполнение функций, связанных с обеспечением безопасности осужденных, непринятие установленных законом мер в отношении осужденных, совершивших нарушения в период отбывания наказания, содействие в условно-досрочном освобождении, не препятствование реализации законных прав осужденных.
В заключение мы хотели бы сказать, что коррупция в сфере исполнения наказания – это часть общего негативного явления коррупции, представляющего собой совокупность преступлений, совершаемых участниками правоотношений в специфической сфере исполнения наказания, с использованием служебного положения или служебных полномочий и из корыстной заинтересованности, либо иными лицами, выступающими корруптерами (осужденными или лицами, действующими в их интересах), нарушающее нормальную деятельность органов и учреждений, исполняющих наказания.