Изъятие автомобилей и военный учет транспортного средства. Правда или вымысел.
Многие соцсети и разные новостные издания пестрят информацией о якобы грядущих конфигурациях в законы, связанные с военными действиями. Ходит масса слухов, что абсолютно все автомобили граждан страны, не имеющих отношения к воинскому учету, нужно будет обязательно зарегистрировать в военкомате, а уж в случае начавшихся военных действий практически все автомобили, не исключая легковые, можно будет чуть ли не конфисковать на законных основаниях у любого гражданина в военных целях. Разберемся, где вымысел, а где правда.
1. Что за новый закон, действует ли он сейчас.
Скорее всего, слухи начались с обсуждения проекта изменений в ныне действующий Приказ Министра обороны РФ от 14.03.2014 N 151, которым утверждается перечень и порядок учета транспортных средств, передаваемых обычными гражданами военным Российской Федерации.
(https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70606938/)
То есть речь идет всего лишь о проекте изменений, не более того. А что такое проект? Проект это текст закона, который предлагается для принятия и подписания. Каждый день их предлагают большое количество, и только единицы принимают форму закона.
Таким образом, сегодня нового закона нет, согласно которому у людей в Российской Федерации отнимут все транспортные средства в случае войны или которым обяжут срочно поставить транспортные средства на учет. У законодателей возникла лишь очередная идея внести изменения, которые так и не были внесены. Стоит отметить, что приказы Минобороны вообще не относятся к категории именно законов, а являются подзаконными актами, которые лишь конкретизируют и детализируют предписания законов.
Даже в случае, если появляются новые проекты, а их может быть несколько разных вариантов одновременно, то совершенно не обязательно, что его примут и подпишут в установленном законом порядке.
Подытожим, на август 2019 года нового закона (приказа, постановления, указа и прочего), которым на граждан возлагалась бы обязанность передать в обязательном порядке свои легковые транспортные средства в случае военных действий государству или обязательно поставить на военный учет указанные, нет.
2. Какие же правила действуют сегодня?
Итак, с 1998 года действует Указ Президента России с последними изменениями в октябре 2015 года), которым утверждается положение о военно-транспортной обязанности граждан страны (http://base.garant.ru/179480/). Согласно указу, военно-транспортная обязанность устанавливается для своевременного, качественного обеспечения транспортными средствами военных в Российской Федерации именно в период мобилизации и в военное время.
В перечень транспортных средств входят: железнодорожный, морской, внутренний водный, воздушный, трубопроводный транспорт, специальные суда, суда рыбопромыслового флота, автомототранспортные средства, тракторы, дорожно-строительные, подъемно-транспортные и другие машины и механизмы. Под предоставлением транспортных средств по закону понимается их поставка, передача и использование в интересах войск, формирований и органов.
Военно-транспортная обязанность действует уже с почти как 20 лет, заключается в том, что в военное время граждане и организации должны предоставить войскам, формированиям и органам те транспортные средств, которые применяются в этих формированиях и войсках. При этом гражданам выдаются документы, которые подтверждают предоставление ими транспортных средств. Перечни транспортных средств, подлежащих предоставлению гражданами войскам, формированиям и органам, устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации. В эти перечни входят:
L6– квадроциклы и квадрициклы,
M2 и M3– автобусы весом до 5 тонн и более,
N– все грузовые машины,
O– все прицепы к грузовым автомобилям, автобусам и мототранспортным средствам,
G– машины повышенной проходимости,
Спецтехника (автокраны, бульдозеры, тракторы, лесовозы, скорая помощь и другие).
Исходя из изложенного выше, сделаем вывод, что правила, по которым граждане Российской Федерации обязаны передать транспортные средства в военное время войскам формирований существуют уже много-много лет. Категории M1, то есть легковые машины, граждан, в данном перечне нет. То есть, закон этот вовсе не новый, а давно существующий, о котором вдруг решили вспомнить под какую-то «горячую» тему средства массовой информации. В отношении грузовых автомобилей, автобусов и спецтехники всегда существовала такая практика в случае военных действий и при военном положении.
Обращает на себя в указанном перечне категория G. Согласно действующим правилам, к транспортным средствам повышенной проходимости (категории G) могут быть отнесены транспортные средства категорий M (в том числе и М 1) и N, если они удовлетворяют таким требованиям, что в них имеется, к примеру хотя бы одна передняя и одна задняя ось, конструкция которых обеспечивает их одновременный привод, включая и транспортные средства, в которых привод одной оси может отключаться, хотя бы один механизм блокировки дифференциала или один мехахнизм аналогичного действия, если они могут преодолевать подъем 30%, угол въезда должен быть не менее 25°, угол съезда должен быть не менее 20° и прочее.
(http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_125114/)
3. Смогут ли у Вас изъять автомобиль, относящийся к категории легкового.
По действующему закону, нет Легковой автомобиль изъять не имеют права и в случае военных действий. Однако все проекты изменений на данную тему касаются именно автомобилей с высоким клиренсом и полным приводом, то есть внедорожников и кроссоверов. Понятие «изъятие» не корректно с точки зрения юриспруденции, так как само по себе изъятие является мерой административно-правового воздействия, выражающейся в принудительном лишении лица права пользоваться и распоряжаться своей вещью. В данном случае, имеется в виду все же временное пользование вещью, а именно автомобилем.
Вряд ли стоит беспокоиться владельцам малолитражек и «легковушек» с передним приводом. Опять же, повторимся, на данный момент, нет принятых и вступивших в силу новых изменений по поводу обязательного изъятия у граждан или организаций легковых автомобилей в случае военных формирований и военных действий.
4. В чем был смысл проекта изменений с идеей «передать легковой автомобиль военным».
Легковые автомобили граждан и организаций категории M1 не должны направляться в места, где идет война и активные боевые действия, предлагали те, у кого возникла идея дополнить список, указанный выше транспортных средств категорией M1.
Якобы обязанности предоставить для военных свой автомобиль должна возникнуть только в случае недостатка собственной техники или пока такая техника транспортируется к месту боевых действий. После этого автомобили обязательно будут возвращены их собственникам и владельцам, а в случае причинения ущерба транспортным средствам в результате военных действий, ущерб обязательно будет компенсироваться владельцам. Однако, не понятно, из каких именно источников и каким образом. Видимо, подразумевалось, что будет разработаны еще и правила оценки ущерба владельцу транспортного средства в случае использования указанно при военных действиях, так как методом оценки ущерба достаточно много.
5. Подведем итог.
Изменений в ныне действующие правила и законы нет. Обязанность по передаче транспортных средств определенных категорий вооруженным силам в случае военных действий существует очень давно. Легковые автомобили никуда не передаются в случае военных действий. Все проекты изменений, а их невероятное количество, пока не имеющих статус в установленном законом порядке принятых и подписанных, не стоят пристального внимания и не должны вызывать беспокойство. Однако, следить за законотворчеством все же следует.