Криухин Николай Валерьевич
Криухин Н.В. Подписчиков: 78410
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 3.9М

Пассажиру междугородного автобуса на заметку: права, обязанности, типичные заблуждения

3 694 дочитывания
35 комментариев
Эта публикация уже заработала 348,65 рублей за дочитывания
Зарабатывать


Каждому из нас приходится пользоваться услугами междугородных пассажирских перевозок, автобусами. И, к сожалению, зачастую приходится констатировать, что пассажиры не знают о своих правах, забывают о своих обязанностях, а также пребывают в заблуждении относительно отдельных моментов автобусных перевозок.

Бесплатные туалеты на автовокзалах и автостанциях

Каждому пассажиру, находящемуся на автовокзале, приходится пользоваться данным «заведением». И в большинстве случаев многие владельцы подобных «заведений» требуют плату за вход, которая иногда оказывается непомерно высокой.

Пункт 21 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства России № 112 от 14 февраля 2009 года (далее в статье – Правила), гласит, что любой пассажир имеет право бесплатно воспользоваться расположенными в здании автовокзала и автостанции туалетами и залами ожидания, если у него есть билет на автобус, отправляющийся из данного пункта, прибывающий в него или проходящий его.


Вы можете бесплатно воспользоваться туалетом на автовокзале или автостанции:

  • в день отправления своего автобуса – на автостанции отправления;
  • на автовокзале или автостанции, на которой автобус совершил промежуточную остановку;
  • в течение двух часов с момента прибытия автобуса – на автовокзале или автостанции, на которую вы прибыли рейсовым автобусом.

У автора статьи имеется положительная практика привлечения к административной ответственности недобросовестных владельцев автостанций, требовавших плату за вход в туалет. Административный штраф Роспотребнадзора составил 15 000 рублей, подробнее об этом можете прочитать здесь.

Добровольно-принудительная страховка к билету

При продаже билета кассир нередко включает в стоимость так называемую «добровольную страховку», обычно она стоит от 10 до 100 рублей дополнительно к стоимости билета, и указывает, что она является обязательной. Это не так. Ответственность перевозчика уже застрахована в соответствии с законом, и навязывание вам страховки – это «хитрый трюк» кассира и страховой компании, желающих дополнительного заработка.

Подробнее о «добровольно-принудительном страховании пассажиров при покупке билета» вы можете прочитать здесь.

Пересадка в другой автобус в случае поломки или аварии

Зачастую пассажиры регулярных рейсов волнуются: что будет с ними, если автобус попадет в аварию или сломается в пути, т. е. не сможет продолжить путь?

Этот вопрос урегулирован пунктом 53 вышеупомянутых Правил: водитель вашего автобуса или сопровождающий автобус представитель перевозчика обязаны принять меры к пересадке пассажиров в другой попутный автобус. Если водитель этого не сделал – звоните по контактному телефону перевозчика либо по телефонам контролирующих органов, номера которых должны быть вывешены в салоне автобуса (пункт 37 Правил).

Возврат билета в случае опоздания на автобус

Да, если вы опоздали на свой автобус – не все потеряно. Подпункт 1 пункта 1 статьи 23 Устава автомобильного транспорта говорит, что опоздавший пассажир имеет право получить обратно стоимость билета (за вычетом 25 %, комиссионных и сервисных сборов) в течение 3 часов с момента отправления автобуса, а в случае болезни или несчастного случая (при наличии подтверждающих документов) – в течение 3 суток с момента отправления автобуса.

Для возврата билета нужно обратиться либо в ту билетную кассу, в которой вы покупали билет, либо в билетную кассу на автостанции отправления с билетом и паспортом.

Доплата за уже купленный билет незаконна

Бывает, что перевозчик по некоторым причинам уже после покупки билета заменяет автобус на более комфортабельный, билет на который стоит дороже. С вас требуют доплатить за комфортабельность или дополнительные услуги.

Данное требование незаконно на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 23 Устава автомобильного транспорта. Если вас отказываются посадить в автобус с имеющимся билетом без доплаты – требуйте книгу жалоб, звоните по телефонам контролирующих органов и вызовите полицию по телефону 102.

Миф первый: автобус обязан подождать опаздывающего пассажира или подсадить его за пределами автостанции

Реальность: ни один нормативный акт не обязывает перевозчика посадить вас за пределами автостанции и, тем более, ждать опаздывающего пассажира. Более того, за посадку пассажира вне установленного остановочного пункта водитель автобуса может понести административную ответственность в виде штрафа от 3000 до 5000 рублей.

Если вы опаздываете на автобус – будьте готовы сдать билет в кассу и получить деньги за вычетом 25 % стоимости, либо переоформить билет на другой автобус и доплатить 25 % стоимости.
Если вы опаздываете по вине другого перевозчика – будьте готовы все претензии предъявить тому перевозчику, по вине которого вы опоздали.

Миф второй: электронный билет на автобус распечатывать не нужно

Реальность: Правила в настоящее время требуют именно бумажного билета. Если вы купили билет на каком-то сайте, то должны самостоятельно распечатать этот билет. В кассе автовокзала или автостанции не обязаны распечатывать ваш электронный билет, либо имеют право потребовать за распечатку дополнительную плату.

Миф третий: билет «с открытой датой» дает право сесть в любой автобус данного маршрута

Реальность: пункт 43 и приложение 1 «Правил» гласят, что билеты продаются на конкретный рейс, отправляющийся в конкретную дату и конкретное время. Возможности продажи билетов «с открытой датой» ни Правила, ни Устав автомобильного транспорта не предусматривают.

Тем не менее некоторые перевозчики грешат продажей билетов «с открытой датой».

Помните, что, продавая такой билет, перевозчик сообщает вам о том, каким образом сообщить ему о том рейсе, которым вы хотите уехать. И сообщать перевозчику о своих намерениях нужно заблаговременно.


Помните и о том, что наличие билета «с открытой датой» не дает вам гарантии того, что вы уедете требуемым рейсом, и не обязывает перевозчика «придержать» место для вас.

Несколько советов пассажирам

Пользуйтесь услугами только легальных перевозчиков. Помните, что «заказной» или «нелегальный» (отправляющийся не с автовокзала или автостанции, а с какой-то посадочной площадки или просто с улицы) автобус не дает гарантии безопасности Вашей поездки, а также гарантии соблюдения Ваших прав пассажира.

Вы не имеете никаких гарантий, если уезжаете, например, с привокзальных площадей любого города, с рынка «Садовод» Москвы или от метро «Аннино» Москвы, с «посадочной площадки» в аэропорту Казани или у колхозного рынка Казани и т.п.

Оплатив проезд водителю (это не запрещено), требуйте билет и сохраняйте его до конца поездки. Билет – гарантия того, что Вы сможете защитить свои права потребителя.

Как часто Вы пользуетесь междугородными автобусами?

Проголосовали: 72

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

35 комментариев
Понравилась публикация?
53 / -21
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Криухин Николай Валерьевич
Комментарии: 35
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Очень странно. Я уже писала коммент, но его, почему-то нет.

А писала я следующее.

Пункт 21 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства России № 112 от 14 февраля 2009 года (далее в статье – «Правила») говорит, что любой пассажир имеет право бесплатно воспользоваться расположенными в здании автовокзала и автостанции туалетами и залами ожидания, если у него есть билет на автобус, отправляющийся из данного пункта, прибывающий в него или проходящий его.

Вы можете бесплатно воспользоваться туалетом на автовокзале или автостанции:

-в день отправления своего автобуса – на автостанции отправления;

-на автовокзале или автостанции, на которой автобус совершил промежуточную остановку;

-в течение двух часов с момента прибытия автобуса – на автовокзале или автостанции, на которую Вы прибыли рейсовым автобусом.

Расскажите это калмыкам. На автостанции в г. Элиста, или на промежуточных - Яшкуль, Утта, Хулхута, где останавливаются все междугородние автобусы, следующие в направлении Ставрополь, Краснодар, Ростов, и др. Везде в пути пропускают по билету бесплатно, кроме Калмыкии.

Пока ездила - руки не дошли до жалоб. А сейчас - просто не актуально, так как езжу на своем авто.

+6 / 0
картой
Ответить

Хм... Сейчас расскажу объединению автопассажирских перевозчиков, что их ждет...

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Пенсионер Надежда
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 23
02.10.2019, 17:27
Медвежьегорск

В Медвежьегорске тоже туалет на автовокзале только платный, для них никакие Постановления не действуют.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

Полезная информация, но лично я практически не езжу на автобусах, предпочитаю поезда, электрички.

+5 / 0
картой
Ответить

В Петербурге - да, это работает. А в Кирове и области?

+1 / -1
Ответить

Там на такси, а если в область, то тоже на машине.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
02.10.2019, 21:24
Санкт-Петербург

Когда автобус останавливают менты-ДПС, будят пассажиров и требуют показать паспорт! Это законно вообще?

+2 / 0
картой
Ответить

У ДПС нет полномочий таких. Но Вы будете обжаловать?

+2 / 0
Ответить
08.12.2020, 13:57
Санкт-Петербург

Буду конечно, а они могут сказать закон о полиции почитайте, к примеру, тогда что?

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Но я последнее время стараюсь предпочитать другие виды транспорта, а не автобусы.

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Я правда не так часто пользуюсь городскими автобусами, но опыт с ними у меня был положительные, последний раз ехал из Орши в Москву, даже wi fi был и неплохое кино крутили, а так же в самом автобусе был туалет.

+1 / 0
картой
Ответить

Белорусский перевозчик...

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Не путайте городской автобус и междугородний, есть ещё и пригородные.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Да... Как можно сравнивать МЕЖДУНАРОДНЫЕ и междугородные перевозки? Хотя подобные автобусы, о которых Вы говорите курсируют внутри, н-р, Эстонии, между Пярну и Таллином. 2 часа езды и все удобства)

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)
Показать комментарии (35)

Сто тысяч для мигранта: Почему дворник из Индии ценнее русского?

В Санкт-Петербурге уже появились первые бригады дворников из Индии. Работу свою они выполняют хорошо. Некоторые из них уже хотят остаться в России, несмотря на то что еще очень плохо знают русский язык.
01:12
Поделитесь этим видео

Порядок оформления выплат при получении уведомления о без вести пропавшем на СВО

Совсем недавно я посещала один из военных комиссариатов нашей страны и пока ожидала очереди на прием к руководству , то пообщалась практически со всеми, кто пришел в это учреждение с той же ситуацией,...

Как правильно общаться с токсичным руководителем, чтобы не снижалась продуктивность и не доводить себя до выгорания

Наши отношения на работе мы все хотели бы строить так, чтобы раздражительность руководства не влияла на работоспособность и не приводила к выгоранию, а порой и к увольнению сотрудников. А такие случаи бывают,...

Забвение — это предательство.

История, которую не расскажут в учебниках. Как евреи совместно с другими народами Советского Союза спасали Россию от уничтожения — от разведчиков "Красной капеллы" до создателей атомной бомбы. Леопольд Треппер,
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы