Использование фонограмм во время концертов и защита прав потребителей – российские реалии

Оправданно ли использовать фонограмму во время эстрадных концертов?
Проблема «исполнения под фанеру» на «живых» концертах является достаточно дискуссионной. Если большинство рядовых граждан считают, что факт использования фонограммы во время публичного выступления свидетельствует о бесталантности и недобросовестности исполнителя, то среди представителей шоу-бизнеса мнения на этот счет расходятся. Сдержанно-положительное отношение к использованию фонограммы во время концертов, или, по крайней мере, признание неизбежности этого, ожидаемо характерно для музыкальных продюсеров. К их числу, например, относятся Юрий Айзеншпис, Александр Толмацкий, Игорь Селиверстов (сведения из научно-практического пособия «Гражданско-правовое регулирование концертных услуг и охрана прав их участников». Авторы – Севостьянов М.В., Шаронов С.А.). Напротив, исполнители, принципиально поющие «вживую», негативно относятся к исполнению под фонограмму (пример – Александр Ф. Скляр).
Что с нормативным регулированием?
Так или иначе, большинству юристов известно положение абзаца 13 части 2 статьи 10 закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», согласно которому «информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений».
Здесь стоит отметить, что само по себе понятие «фонограмма» не имеет в юриспруденции какого-либо негативного оттенка. Согласно абзацу 2 части 1 статьи 1304 Гражданского кодекса РФ,
фонограммы – это любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение.
То есть любая запись песни на компакт-диске или в аудиофайле, в том числе – запись с живого концерта, – это фонограмма. Она является охраняемым законом произведением и относится к числу объектов смежных прав. Статья 1324 Гражданского кодекса регулирует исключительное право на фонограмму.
Таким образом, можно сделать вывод, что статья 10 закона «О защите прав потребителей» требует информировать лиц, которые приобрели билеты на концерт, о том, что вместо живого исполнения в том числе музыки (а не только самой песни), во время концерта включается запись.
Как это происходит технически?
Начнем с того, что в подавляющем большинстве случаев звук, который слышит зритель во время концерта эстрадного исполнителя, идет не непосредственно со сцены (микрофон, музыкальные инструменты), а с так называемого микшерского пульта. То есть технически певец поет в микрофон, а гитарист играет на гитаре, но сам звук, перед тем как он транслируется на колонки, модифицируется на микшерском пульте. Это делается, чтобы звучание было ровным (то есть, например, чтобы ударные не заглушали синтезатор и т.п.).
Одновременно на микшерском пульте может «подмешиваться» другой звук. Например, голос с микрофона исполнителя делается очень тихим (за исключением случаев, когда он общается с аудиторией со сцены – «Я не вижу ваших рук…» и т.п.), а на колонки подается голос, записанный и откорректированный в студии.
Несколько лет назад, по слухам, один находчивый оператор пульта воспользовался этой особенностью и записал реальный голос одного известного исполнителя, шедший с микрофона на сцене (имя исполнителя не оглашается). Эта запись реального голоса была выложена в Интернет, соответствующие ролики стали «вирусными». После этого появилась информация о том, что этот самый исполнитель стал включать в свой райдер (перечень требований к организатору концерта) условие о запрете осуществления записи на микшерском пульте. Сразу оговорюсь, что в действующей редакции райдера автор такого условия не увидел.
Какова судебная практика?
В настоящий период очевидным является то, что во время очень многих концертов, в том числе платных, используется фонограмма. Это не обязательно запись голоса исполнителя, часто обходятся записью музыки (так называемой «минусовкой»), так как настройка звука, особенно на сборных концертах, – очень долгое и кропотливое занятие. Очевидно и другое – в реальности организаторы концертов не информируют покупателей билетов об использовании фонограмм.
Тем не менее автору не удалось обнаружить ни одного судебного решения, в котором бы в пользу потребителя была взыскана компенсация за предоставление недостоверной информации об услуге на основании рассматриваемой нормы.
Далее была предпринята попытка изучить споры между организаторами концертов и исполнителями, связанные с использованием фонограмм. Но и здесь ни одного судебного решения.
Наконец, автор решил изучить судебную практику по искам о защите чести и достоинства. Не секрет, что отдельные исполнители публично обвиняют других в пении под «фанеру» (некоторые из вас, думаю, даже смогут привести пример из жизни, закончившийся дракой). Логично, что голословные обвинения в использовании фонограммы во время концерта могут стать поводом для подачи иска по статье 152 Гражданского кодекса РФ. Но и таких решений автору найти не удалось (возможно, плохо искал).
Отсюда вывод: в современных российских реалиях абзац 13 части 2 статьи 10 закона РФ «О защите прав потребителей» – абсолютно не работающая норма.
В чем потенциально может заключаться введение потребителей в заблуждение?
Понятно, что лицо, купившее билет на концерт, не застраховано от того, что вместо живого исполнения услышит запись. Здесь дело в музыкальных пристрастиях каждого. Можно только сказать, что на сборных концертах вероятность использования фонограмм значительно увеличивается.
Мне же хотелось бы обратить внимание на один неочевидный нюанс. Как уже было сказано, фонограмма – объект смежных прав, и права на нее далеко не всегда принадлежат исполнителю («звезде»). Чаще это продюсер или звукозаписывающий лейбл. Аналогичная ситуация имеет место с названиями коллективов, а иногда и с псевдонимами исполнителей, что с точки зрения правового регулирования вполне возможно. Для справки – первый состав коллектива «Бурановские бабушки», занявший второе место на фестивале «Евровидение-2012», в настоящее время выступает под названием «Бабушки из Буранова».
Так что в случае конфликта «звезды» и продюсера может возникнуть ситуация, когда слушатель придет на концерт, где не только услышит лишь студийную запись старого хита, но и увидит на сцене других людей с микрофонами (думаю, пример из начала 90-х читатель сам приведет).
Дисклеймер: данная статья не содержит утверждений об использовании фонограмм во время выступлений конкретных исполнителей и не содержит обвинений в адрес конкретных организаторов концертов.
А вам известна отечественная судебная практика по поводу использования фонограмм на концертах?
Нужно ли запретить использование фонограмм во время концертов
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Давно было предложено расплачиваться за фонограмму ксерокопиями денег.
Да, это Ронни Джеймс Дио. Хотел на эпиграф поставить, но не удосужился найти точную цитату)
Если честно - хорошо бы хоть раз кого-нибудь поймали бы на этом и засудили официально...
Я думаю, это было бы логично. К сожалению, многим все равно на закон, если можно деньги зашибать.
Зачем ловить, когда это совершенно очевидно!?
Артисты зашибают по несколько миллионов за один день (ночь) на корпоративах, поэтому никакой штраф, даже на миллион рублей их не остановит!
m.youtube.com
Поймать то не долго.
Как раз - долго. Никаких практических механизмов нет. Простая запись с концерта (например, на телефон, диктофон) никак не поможет установить - живое исполнение - или фонограмма.
Не будет фонограммы - не будет Киркорова, Пугачевой и еще многих-многих... Зато выйдут профессионалы.
Без фонограммы деньги уже не зашибёшь. Концерты будут только по праздникам.
Гастроли на полгода и по пять концертов в день, это возможно только при использовании фонограммы!
Ну на рок концертах фонограммы не используют (в основном) и ничего, все довольны. Хотя конечно бывает что не дотягивают, за то в живую.
Пугачёва давно уже не гастролирует, только иногда по приглашению и то спокойно жить ей не дают. В отличии от нынешних фонограмщиков, Пугачёва начинала петь ещё в ссср, где пели все в живую. Вы бы лучше нынешней попсы фамилии написали. Жесть.
А потом узнала про фонограмму и понеслась.
Да тогда мода пошла на фонограмму и пели все. Мираж только фонограмма, так как на сцене были лица,а голос был других певцов.
Я здесь оцениваю не "звезд", а право, но, тем не менее - Пугачева как раз будет. Думаю, даже Киркоров будет (Филипп - возможно, Бедрос - точно), ибо умеет петь, но пошел по кривой дорожке ( ( (. Но если "фанеры" не будет - просто у многих медийно раскрученных "звезд" доходы упадут, но те, кто может вживую - несколько поднимутся.
Вспоминается программа "Прожектор перестройки", когда на использовании фонограммы в "живом" концерте поймали известную, уважаемую исполнительницу. Но, тогда иск был к авторам программы... Понятно, что на таких шоу, где исполнитель скачет, как заведенный петь не реально. И люди, приходящие на такие масштабные шоу, посмотреть на "звёзд" должны это понимать... Но, лично я на такие шоу давно не хожу. Мне нравятся авторы и исполнители уважающие зрителя, поющие вживую, пусть и под минусовку, чего они не скрывают...
Минусовка, это сопровождение. Не всегда можно привезти инструментальный ансамбль. Средств не хватит.
Под минусовки сейчас поют практически все, за исключением концертов в Кремле. И я пою под минусовки. Но пускать на концерте полную фонограмму с голосом исполнителя не допустимо! Люди приходят послушать живой голос исполнителя, а запись могут и дома послушать.
Но под фонограмму поёт вся мировая эстрада, в том числе и наша. Не то что, бывает фонограмма, а на всех концертах используется фонограмма и инструментальная, и голос так же звучит записанный.
Запретить использовать фонограмму, это запретить эстраду вообще. Без фонограммы артисты не споют.
Я __ЗА! Раз артисты не могут петь в живую, нечего обманывать зрителей!
Так что любители концертов, имейте ввиду, что купив билет на концерт, вы будет слушать звукозапись, а не пение артиста. Артист будет лишь кривляться на сцене и открывать рот!
По поводу наших клоунов согласен, по поводу западной эстрады сомневаюсь. У них с этим строго, могут засудить.
Правильно, приходите в филармонию, там все вживую.