Штраф за безбилетный проезд: платить или обжаловать

Пожалуй, каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда контролер в общественном транспорте выписывал штраф за безбилетный проезд. Это были личные стычки с билетером или наблюдение со стороны, обосновано это было или нет – другой вопрос. Но сам факт конфликта с контролером – явление достаточно частое.
Оштрафованным пассажиром может стать каждый
В большинстве случаев неоплаченный проезд – это отчасти вина самого пассажира. За валидатором, т.е. за устройством, которое списывает с транспортной или социальной карточки поездки, нужно следить очень бдительно. Это техническое приспособление довольно капризное и не всегда сразу входит в контакт с электронным билетом.
Поэтому иногда между действиями «приложил билет» и «оплатил проезд» лежит пропасть в виде штрафа за безбилетный проезд.
В соответствии с п. 7.2 Правил пользования наземным городским транспортом, безбилетным считается пассажир, у которого в билете или на транспортной карте отсутствует отметка о погашении (оплате проезда), или нет с собой документа, подтверждающего право на льготный проезд. О тех людях, которые пользуются поддельными проездными документами, либо картами с истекшим сроком годности, мы даже говорить не будем.
Кстати, пассажир, который отказался предъявить билет контролеру, также считается «зайцем».
Законодательство не определяет точного времени, в течение которого пассажир должен оплатить проезд после входа в автобус или троллейбус. Однако повернуть в суде этот пробел в законодательстве в свою пользу будет трудновато.
На данный момент получается, что если пассажир, войдя в транспорт, немного замешкался, например, отвечая на телефонный звонок или в поиске валидатора для оплаты, а в это время двери закрылись и транспорт тронулся, то с него сразу же требуют штраф за безбилетный проезд. Поэтому излюбленный вариант пассажиров – сначала занять свободное место, а потом оплатить проезд, – может вылиться в затраченное время и нервы на конфликт с контролером.
Проблему урегулирования количества времени, в течение которого пассажир должен оплатить проезд, в ряде российских регионов и городов решают непосредственно перевозчики, определив временную норму для оплаты в одну остановку.
Такие нормы существуют, например, в Московской области (Подольск, Видное и т.д.), Смоленской и Тюменской областях. Перевозчики прямо об этом сообщают на своих сайтах в разделе Правилах пользования наземным транспортом. Московские транспортники не столько заботливы о пассажирах и требуют незамедлительной оплаты проезда.
Определение размера штрафа за проезд без билета в России устанавливается на основании региональных кодексов об административных правонарушениях. Так, в соответствии со статьей 10.1 КоАП г. Москвы, неоплаченная поездка в трамвае, автобусе и троллейбусе обойдется в 1000 рублей штрафа. А неправомерное использование льготной персонифицированной карты – в 2500 рублей.
Аналогичную сумму штрафа придется заплатить и честным пассажирам, которые оплатили проезд, но водитель не выдал им билет. Что делать в такой ситуации? Конечно, требовать билет с водителя. Или впоследствии после прихода контролеров получать моральное удовлетворение, что штраф придется платить еще и водителю. Так, в ст. 10.2 КоАП г. Москвы предусмотрен штраф за невыдачу билета в размере от 300 до 1000 рублей. В Московской области сумма санкций выше: по ст. 8.1 КоАП МО предусматривается штраф в размере 2000 рублей.
Не всякому контролеру дано штрафовать
Контролеры в московском общественном транспорте бывают двух категорий: контролеры ГУП «Мосгортранс» и контролеры ГКУ «Организатор перевозок». Они отличаются друг от друга не только униформой, но и набором полномочий.
Даже если не знать их форму одежды, то отличить их можно, внимательно присмотревшись к нашивке логотипа на рукаве. В идеале, контролеры должны представляться и показывать свое удостоверение. Но это в идеале, а в реальной жизни это происходит нечасто. Хотя сам пассажир имеет право требовать от контролера предъявить удостоверение.
Сотрудников «Организатора перевозок» отличает еще и нагрудный знак с индивидуальным номером. Кроме того, для решения конфликтных ситуаций этим контролерам не так давно дали видеорегистраторы, которые должны включаться при каждой проверке билетов.
В чем же отличие представителей контроля проезда этих организаций?
Все эти контролеры имеют право проверять у пассажира проездные документы, а вот применять всю полноту санкций к «зайцу» могут только сотрудники «Организатора перевозок». Все эти полномочия описаны в «Должностной инструкции контролера пассажирского транспорта», с ней можно ознакомиться на сайтах этих организаций.
Итак, рассмотрим, что входит в состав полномочий контролеров «Мосгортранса». Они могут следить за оплатой проезда и проверять билеты и льготные удостоверения. В идеале, когда они встречают безбилетника, то должны обязать его купить билет или попросить выйти из транспорта. Но в реальности они стараются либо вызвать наряд полиции для составления постановления об административном правонарушении, либо сопроводить «зайца» в отделение полиции. Как вы уже поняли, самостоятельными функциями по выписыванию ни протокола, ни постановления об административном нарушении они не обладают.
Кроме того, в случае, если контролер «Мосгортранса» обнаружил поддельный билет или чужую социальную карту, то он вправе это забрать только после выписки акта, один экземпляр которого должен быть передан на руки нарушителю.
Более широкие полномочия предоставлены контролерам «Организатора перевозок». Они могут на месте составлять протоколы и постановления по взысканию штрафов за безбилетный проезд.
И более того, в их инструкциях не прописано, что они обязаны составлять акт при изъятии социальных карт, не принадлежащих пассажирам, которые их предъявили, и транспортных карт с недостаточным балансом для оплаты проезда.
Протокол или постановление: что эффективней для защиты прав?
В случае, если по каким-либо причинам не оплатили проезд и увидели, что в транспорт заходят контролеры «Организатора перевозок», то лучшее решение в данной ситуации – сразу же покинуть транспорт. Попытаться откупиться наличными при выписанном контролерами постановлении не получится. Не удалось убежать – требуйте составления протокола, а не постановления.
И контролеры, и сотрудники полиции, когда выписывают штрафы, зачастую грешат стремлением к составлению сразу постановления, а не протокола. Это происходит, даже если возможный нарушитель не согласен с вменяемым ему нарушением.
А между тем, пассажир имеет право требовать составления протокола, в котором у него есть возможность подробно описать все причины несогласия с предъявляемым ему фактом события правонарушения. Копию протокола желательно забрать с собой. Для этого нужно не подписывать документ, пока его копия не окажется у вас в руках.
Сам по себе протокол не является предметом обжалования – это основа для возбуждения административного дела. Проще говоря, это доказательство со стороны контролера, что пассажир не оплатил проезд, т.е. нарушил закон. Протокол об административном правонарушении вместе с другими материалами дела передается на рассмотрение должностному лицу, где выносится постановление по делу, которое и является основанием для привлечения нарушителя к административной ответственности.
В процессе рассмотрения дела желательно участвовать лично, т.к. именно на этом этапе проще добиться отказа в возбуждении административного дела.
На рассмотрение дела потенциальный нарушитель вправе представить свою версию событий, приложив доказательства своих слов. Основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении изложены в ст. 24.5 КоАП РФ. Это может быть отсутствие события административного правонарушения или состава административного правонарушения, например, в связи с тем, что пассажир на момент совершения противоправных действий не достиг возраста ответственности и т.д.
Обжалование штрафа за безбилетный проезд
Предметом обжалования является постановление об административном правонарушении. В соответствии со ст. 30.2 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается как судье, так и в вышестоящий орган, где был выписан штраф, или вышестоящему должностному лицу. Единственное, в соответствии со ст. 30.1 КоАП РФ, нужно выбрать один способ защиты своих прав. Если направить жалобу и в суд, и вышестоящему должностному лицу, то рассматривать прошение в итоге будет суд.
На написание обжалования дается 10 дней со дня получения копии постановления, такой же срок для ее рассмотрения уполномоченным лицом. Пропущенный срок можно восстановить по ходатайству заявителя. Жалоба освобождена от уплаты госпошлины, и подать ее можно не только лично, но и по почте.
Далее следуют два варианта развития событий. Либо вы сумели доказать свою правоту, и производство по делу об административном правонарушении прекращено. Либо должностное лицо оставляет постановление в силе, и вы идете искать справедливость в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.
Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном ст. 30.13, 30.14 КоАП РФ.
В процессе обжалования постановления по делу об административном правонарушении сроки уплаты штрафа отодвигаются. Как только суд выносит решение не в вашу пользу, с этого момента стартует счетчик времени для оплаты. Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней. Неуложившихся в указанный срок, ждет двойное увеличение суммы штрафа, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 15 часов.

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Очередной дебилизм в стране дураков! Раньше ездил на электричке на работу, доходило до того, что 3 раза проходили разные контролеры и проверяли билет! Первым я, естественно показывал, а остальных я просто посылал, доходило аж до задержки поезда, но машинист их тоже посылал и ехал согласно расписанию!
Сколько раз замечала, что стоит контролерам найти безбилетника, как сразу кучей возле него собираются (2-3 контролера) и дальше в салоне уже никто не проверяется на наличие оплаченного проезда. План выполнен. И им уже неважно, что там еще могут оказаться безбилетники.
Спасибо. Статья познавательная, но...
Прежде, чем решать какие-либо вопросы с контролерами, а тем более показывать билет, необходимо не только проверить их удостоверение, но и срок действия этого удостоверения, а также сверить фото. Как показывает личный опыт, из 10 случаев в 9 удостоверения просрочены, в 6 фото не соответствует и в 3 х случаях - и удостоверение просрочено и фото не то.
Может в масквабаде и есть форма у контролеров, а в cpaнcкax о ней никто и не слышал. В моем городе билеты проверяют, как правило, противные и наглые бабки и тетки без формы, жетонов и знаков отличия. Подходит какое-то непонятное существо и нагло требует предъявить билет. Это чмо в зипуне вообще кто такое, чтобы у меня что-то требовать? Ты подойди, вежливо предъяви удостоверение, а потом требуй. Стоит только потребовать предъявить удостоверение, как ты сразу же становишься их врагом. У тут же среди пассажиров находятся 2-3 дибилки, которые начинают мне объяснять, что так вести себя стыдно. Стадо и покорные безмолвные рабы, xyлe. Проезд всегда оплачиваю.
Познавательно и актуально. Спасибо.