Середа Михаил Юрьевич
Середа М. Ю. Подписчиков: 988
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 3550

Как обязать местную администрацию оборудовать тротуар

11 759 дочитываний
40 комментариев
Эта публикация уже заработала 1 028,22 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Наличие тротуаров на городских улицах – важнейший элемент комфортной городской среды. Тем не менее многие улицы в частном секторе, в районах исторической застройки, да и просто узкие переулки тротуарами не оборудованы. Часто это просто невыгодно городским властям, так как при устройстве тротуара согласно действующим строительным нормам улица может превратиться в одностороннюю.

Подобная ситуация нарушает права жителей близлежащих домов (по большому счету – всех лиц, которые ходят пешком по таким улицам), да и просто создает неудобства. Фактически жители населенного пункта, выходя на не оборудованную тротуаром улицу, попадают в повышенную зону риска – или быть сбитыми автомашиной, или быть облитыми грязью.

В чьей компетенции находится обустройство тротуаров?

Анализ действующего правового регулирования позволяет говорить о том, что обустройство и ремонт тротуаров в городских поселениях относится к компетенции местной администрации.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», к вопросам местного значения городских округов относится:

дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как правило, данный пункт конкретизируется в положениях устава муниципального образования, посвященных местной администрации.

В соответствии с п. 1, 8 ст. 6 федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (п. 9 ст. 6 федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ). В соответствии со ст. 13 федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

При этом ст. 3 данного закона определено, что дорожная деятельность–-это деятельность по реконструкции, строительству, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, при этом содержание автомобильных дорог представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно ч. 4 ст. 6 федерального закона «О безопасности дорожного движения», к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Ч. 1 ст. 21 «О безопасности дорожного движения» также предписывает именно органам местного самоуправления осуществлять мероприятия по организации дорожного движения как комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, в целях повышения его безопасности и пропускной способности.

Ст. 22 данного закона также предусматривает, что деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

Таким образом, можно сделать вывод, что на местной администрации лежит обязанность обеспечивать наличие тротуаров в соответствии со строительными и техническими нормами. В том случае, если для целей осуществления дорожной деятельности создано специализированное муниципальное предприятие или учреждение, местная администрация все равно должна привлекаться в качестве ответчика по искам об обустройстве тротуаров.

Строительные и технические требования к тротуарам

В соответствии с ГОСТом Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства» (утв. приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 г. № 270-ст), тротуары и пешеходные дорожки, которые являются средствами организации движения пешеходов и велосипедистов и обеспечения безопасности дорожного движения, устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты.


Тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов.

В населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке – с одной стороны.

Число полос движений пешеходов на тротуаре и пешеходной дорожке зависит от интенсивности пешеходного движения. При суммарной (в двух направлениях) интенсивности пешеходного движения в часы пик до 50 чел./час тротуар может иметь одну полосу движения, до 1000 чел./час – не менее двух полос движения. При интенсивности пешеходного движения более 1000 чел./час число полос движения следует увеличивать на одну полосу движения на каждую тысячу человек.

Ширина одной полосы тротуара (пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0,75 метра, минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки должна быть не менее 1,0 метра (п. 4.5.1).

Аналогичные нормы содержатся в распоряжении Минтранса РФ от 24.06.2002 года № ОС-557-р «Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах». Согласно п/п а, б п. 11.1.1. данного распоряжения, основными мероприятиями, направленными на повышение безопасности движения в населенных пунктах, повышение допустимых скоростей движения и улучшение экологической обстановки населенных пунктов, через которые проходит автомобильная дорога, являются разделение путей движения автомобилей и пешеходов, устройство тротуаров вдоль линии застройки; организация перехода дороги пешеходами в специально оборудованных местах.

Ширина пешеходной части тротуара в зависимости от категории дорог (улиц в поселении) установлена в таблицах 8 и 9 (соответственно для городских и сельских поселений) пункта 11.5 «СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89» (утв. приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 г. № 820).

Процессуальный порядок рассмотрения дел об обязании местной администрации обустроить тротуар

Анализ судебной практики показал, что дела об обязании местной администрации обустроить тротуар являются достаточно распространенными. При этом в большинстве случаев заявленные требования удовлетворяются.

Отметим наиболее характерные особенности рассмотрения данной категории дел:

1. В подавляющем большинстве случаев подобные требования заявляются прокурорами. Дела, возбужденные по инициативе граждан, практически отсутствуют. Хотя, на взгляд автора, в рассматриваемой ситуации уместно обращение в суд группы лиц с коллективным административным исковым заявлением в соответствии со ст. 42 КАС РФ.

2. Большинство из соответствующих исков подаются прокуратурой в соответствии со ст. 45 ГПК РФ как требования в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц (см. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 21.09.2017 г. по делу № 33-15459/2017). На взгляд автора, данная категория дел должна рассматриваться в рамках административного судопроизводства, при этом прокуратура имеет право подать иск на основании ч. 1 ст. 39 КАС РФ (в качестве примера правильного подхода см.: Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 05.03.2018 г. по делу № 33 а-2947/2018).

3. В большинстве случаев к участию в рассмотрении дела в качестве соответчика привлекается специализированное муниципальное предприятие или учреждение, ответственное за осуществление дорожной деятельности. Однако, на наш взгляд, основным ответчиком должна выступать местная администрация, что, помимо прочего, повышает гарантии исполнения вынесенного решения.

4. Во многих решениях срок исполнения требований по обустройству тротуара указывается в 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу (см.: Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 14.10.2015 г. по делу № 33-5909/2015). В отдельный решениях срок устанавливается посредством указания конкретной даты, до которой требование должно быть исполнено (см.: Апелляционное определение Свердловского областного суда от 19.10.2017 г. по делу № 33-18183/2017).

5. Как правило, основным доказательством нарушений законодательства в области дорожной деятельности выступают результаты проверки органами МВД. В некоторых случаях факты нарушений устанавливает непосредственно прокурорская проверка (см., например, решение Октябрьского районного суда г. Ростов-на-Дону от 19 июля 2017 г. по делу № 2-4511/2017). На взгляд автора, могут быть использованы и иные доказательства, включая фотоматериалы. Факт нарушения может быть установлен и при проведении выездного судебного заседания.

Если в статье упущены какие-то важные моменты – приглашаю к дискуссии.

Проголосовали: 242

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

40 комментариев
Понравилась публикация?
95 / -6
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, адвокат Середа Михаил Юрьевич
Комментарии: 40
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
DELETE

"Как обязать местную администрацию оборудовать тротуар" Очень просто. Надо пригласить мэром оленевода. И будут вам и тротуары, выложенные плиткой, и бордюры будут менять ежегодно...

Сарказм понятен, но здесь речь скорее об узких улицах в нестоличных городах, где люди ходят прямо по проезжей части. Это печально (

+6 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Можно пригласить пчеловода, потом будете гордиться его женой на обложке журнала Forbes.

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

После Лужкова прошло время... Москву не узнать реально, я бы с удовольствием его пригласил бы в Рязань..., но не поедет Деньги почему-то разные крутятся

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)
Автор текстов ШтурмАН
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2262
18.11.2019, 14:05
Москва

Полезно знать, многим пригодится. Благодарю!

+5 / 0
картой
Ответить

Забыл написать общий вывод - это сделать вполне реально, в том числе - по иску граждан.

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Благодарю за интересную и полезную публикацию!

+5 / 0
картой
Ответить

Спасибо. Если честно, сам готовил подобное исковое именно от граждан, но в суде сопровождал дело не я. По мне, так граждане вправе само инициировать такие иски.

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
DELETE

Автомат Калашникова не пробовали?!

Нет, я юрист и действую за счет интеллекта.

Вот Вы, например, поставили мне 1 балл - это нормально, каждый имеет право на свою точку зрения. Но вы же должны понимать, что рубите сук, на котором кто-то сидит. Меня конкурс как-то не волнует, но вот сегодня хотел поучаствовать. А теперь присоединюсь к голосам тех, кто хотел бы прикрыть эти конкурсы в принципе. В общем, мне жаль ( ( (

+6 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

У нас могут и обязать отремонтировать, а потом скажут, что в бюджете денег нет - ремонт в программе на 2080 год.

+4 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
Показать комментарии (40)

Уважаемые пользователи сайта 9111.ru! Присоединяйтесь к открытому сообществу "Истцы и юристы групповых исков"🌹🌹🌹

Двери открытого сообщества "Истцы и юристы групповых исков" открыты для любого пользователя сайта 9111.ru! Здесь мы будем искать пути решения актуальных вопросов, связанных с нарушением наших прав.

Госдума увеличила штраф за перевозку детей без автокресла в два раза. Закон уже принят.

17 декабря Госдума приняла во втором и третьем чтениях закон об увеличении штрафа за перевозку детей без использования автокресел и ремней безопасности. Сумма штрафа, таким образом, возросла в два раза.

Нагиева потребовали признать иноагентом из-за слов о фильмах про войну

Дмитрий Нагиев, любимец публики и телеведущий с фирменным прищуром, угодил в эпицентр скандала. Искрой, воспламенившей конфликт, стали его слова об "усталости" от военной тематики в кино. Реплика,...
00:52
Поделитесь этим видео

Так всё же MAX или МАКС?

Вчера прочитал в новостях, что Госдума приняла закон о создании домовых чатов в мессенджере MAX, а сегодня уже пошли "круги по воде". Оказалось, что все УК так быстро создали чаты своих домов,...

А был ли "мальчик"? Не отвлекли ли нас решением ВС по делу Долиной от другого решения ВС, которым отняли у "всех" и "гораздо более важное"?

Итак, вчера обрушила на себя гору хейта своим личным мнением по решения ВС РФ по делу Долиной. А сегодня предлагаю подумать своим читателям над еще более важной темой. Но такая ли уж это СИЛА,...
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы