Коммуникативные и организаторские способности

Предлагаю коллегам статью, которую недавно помогала подготовить дочке для занятий по психологии. Вспомнила за одно и своё первое высшее по психологии и педагогике..
Надеюсь будет полезна для Вас..
Коммуникативные и организаторские способности играют важную роль в тех видах деятельности, которые связаны с общением с людьми, с организацией коллективной работы. Чтобы заинтересовать и удержать внимание и контроль над группой людей, нужно обладать не только умственными способностями, но также коммуникативными и организаторскими.
Способности- это индивидуальное свойство личности, которое проявляется в конкретной деятельности и характеризует ее со стороны быстроты, качества и легкости выполнения. Природные или естественные способности-являются общими для человека и животных, базовыми и непосредственно связаны с врожденными задатками. У человека на базе этих задатков формируются способности. Это происходит при наличии элементарного жизненного опыта, через механизмы научения и т. п. В процессе развития человека данные биологические способности способствуют формированию целого ряда других, специфически человеческих способностей. Например, такими элементарными способностями являются восприятие, память, способность к элементарной коммуникации.
Общие способности-способности, свойственны для большинства людей, определяющие успехи человека в самых различных видах деятельности и общения. Например, в данную категорию входят мыслительные способности, тонкость и точность ручных движений, память, речь, способности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с людьми.
Специальные способности-определяют успехи человека в специфических видах деятельности и общения, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные, сценические и др.
Общие и специальные способности не конфликтуют, а сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга. В отдельных случаях высокий уровень развития общих способностей может выступать в качестве специальных способностей по отношению к определенным видам деятельности.
Коммуникативные способности человека - это способности, которые проявляются в его общении с людьми. Они включают в себя умение слушать и понимать людей, оказывать на них влияние, устанавливать с ними хорошие личные и деловые взаимоотношения.
Организаторские способности – это умение правильно поставить задачу группе, проконтролировать ее выполнение, распределить обязанности и, самое главное, вовремя суметь сориентироваться в сложной экстремальной ситуации. Организаторские способности - это одна из форм проявления социальной характеристики личности, её общественной активности. Основы организаторских качеств закладываются в дошкольные годы, когда ребёнок учится овладевать различными видами деятельности (игровой, учебной, художественно-речевой и др.).
Коммуникативная компетентность и коммуникативные способности являются базовыми, ими должен обладать психолог, да и человек, чья деятельность связана с общением (как активный субъект общения). Он должен взаимодействовать с различными людьми, отстаивать свою профессиональную позицию. Для этого необходимы знания основных закономерностей восприятия и понимания человека человеком, умения воспринимать другого человека как личность, умения слушать его и адекватно реагировать, способность влиять на других людей, умение разрешать конфликты, владение не только вербальными средствами общения, но и не вербальными (поза, мимика, жесты) и т.д. Все эти качества и умения, составляют ту часть профессиональной компетенции и мастерства специалиста, которая может быть названа его коммуникативной компетентностью.
Профессионально-деловые качества, помогающие достигнуть успеха в работе и в общении-взаимодействии в любом коллективе и индивидуально: умение ставить цели и задачи перед коллективом, настойчивость, деловитость, умение видеть новое, сильная воля, решительность, оперативность, способность принимать решения, способность прогнозировать результаты, аналитические способности, творческая направленность в специальной управленческой деятельности, осознанность личной ответственности. То есть те, которые в наибольшей степени социально обусловлены. К ним относятся как раз коммуникативные способности-умение устанавливать контакты с людьми, слушать собеседника, интерес к людям, такт в отношениях с работниками.
Развитие коммуникативной сферы личности закладывается в детстве, но является наиболее успешным и развивается в юношеском возрасте, когда определенные коммуникативные предпосылки уже сформированы, заложена база для полноценного развития, но в тоже время существует потенциал для их дальнейшего улучшения и совершенствования.
Работу, нацеленную на оптимизацию общения, следует строить с учетом возраста, вида труда, пола, индивидуальных особенностей и специфики социализации. В школьном возрасте бывает достаточно обучения внимательно выслушивать товарища или взрослого, адекватно понимать переживания и мотивы поступков людей, следя за их невербальным поведением. В отношении же взрослых необходимо использовать приемы изменения базовых специальных установок их личности или ценностных ориентаций.
В возрастной психологии выделяется период от 18 до 25 лет (юность человека), являющийся периодом, когда характерна самая высокая степень восприятия. Именно в юности интеллект человека представляет собой еще развивающуюся систему, которая уже функционирует целенаправленно, обладая знаниями и навыками необходимыми для освоения профессии, но как целостность основы интеллекта еще не установилась, то познавательная способность находится на высоком уровне, что способствует более успешному профессиональному и интеллектуальному развитию человека. Именно в этот период рекомендуется развивать коммуникативные навыки личности. Так как этот процесс будет сопровождаться целенаправленной деятельностью, то усвоение навыков, в данном случае делового общения, будет происходить наиболее успешно и результативно.
Развития коммуникативных способностей происходит одновременно с развитием мотивов вступления людей в общение и выделены пять мотивов развития коммуникативных способностей:
1. Ситуационно-проблемные- основная направленность личности при развитии коммуникативных способностей лежит в сфере разрешения какой-либо конкретной проблемы, или нахождения выхода из какой-либо конкретной ситуации.
2. Материальные - основная направленность личности при развитии коммуникативных способностей лежит в сфере получения материальной прибыли при реализации данных способностей. Основная потребность - материальная выгода.
3. Социальные -основная направленность личности при развитии коммуникативных способностей лежит в сфере успешности социальных взаимоотношений. Основная потребность - положительная социальная стабильность.
4. Профессиональные - основная направленность личности при развитии коммуникативных способностей лежит в сфере успешности профессиональной деятельности, она характеризуется наличием дальних целей. Основная потребность - профессиональная самореализация.
5. Духовные - основная направленность личности при развитии коммуникативных способностей лежит в сфере личностной самореализации и самосовершенствования.
Формирование и развитие тех или иных способностей (в том числе и коммуникативно – организаторских) - процесс длительный и сложный, и не всегда приводит к ожидаемому результату.
В настоящее время широко практикуются различные формы социально-психологического тренинга, цель которых состоит в обучении психологически грамотному общению родителей, руководителей и лидеров различных рангов, актеров, спортсменов, а также лиц, страдающих различными формами неврозов и испытывающих трудности в общении. Проще можно сказать, что такие тренинги помогают тем людям, у которых не ладятся отношения с субъективно значимыми для них лицами, входящими в их окружение, улучшают и совершенствуют уже сложившиеся отношения в общении. Каким образом человек реализует определенное содержание и цели общения-зависит от культуры человека, уровня развития, воспитания и образования. Т.е. имеем в виду технику и средства общения.
Деятельность, при которой нужно постоянно входить в коммуникацию/общение с другими людьми развивает коммуникативные способности личности, в отличии от той деятельности, где коммуникация с другими людьми сведена к минимуму или имеет не прямой канал, к примеру-общение через интернет или другие средства связи.
Коммуникативные и организаторские способности тесно взаимосвязаны, тем не менее они не редко идут врозь: у человека может быть ярко выражена одна из них, а другая-и вовсе отсутствует. Организатор с высокими коммуникативными навыками будет в роли лидера, который способен сплотить и вести за собой людей. Организатор без коммуникативных навыков будет скорее диктатором, суровым надзирателем, он будет отличным производственным механизмом, но ввиду низкого развития коммуникативных навыков ему будет трудно строить взаимоотношения с окружающими людьми. Активный коммуникатор без организаторских способностей будет скорее болтуном с малой практической пользой, но такой человек будет душой компании, сможет легко выстраивать полезные межличностные взаимоотношения.
В качестве одного из простейших советов для развития и формирования коммуникативных и организационных навыков необходимо: увеличить число контактов разного рода, взаимодействие с людьми разных сфер деятельности (деловые и неформальные встречи с коллегами, общение с соседями, с людьми из обслуживающих услуг и т.д.) и стараться первым открывать коммуникацию, чтобы это стало привычным и не доставляло дискомфорта.
Развитие коммуникативных способностей. Первый шаг в развитии коммуникативных способностей-это умение слушать. Лидеры и руководители должны прислушиваться к мнениям подчиненных и коллег, анализировать ситуации, решать конфликты. Слушание ценно тем, что поможет получить новые идеи. Способы устранения производственных и иных проблем станут более понятными, дадут возможность ощущать себя членом команды. Часто талантливые и творчески мыслящие люди из-за отсутствия организаторских и коммуникативных навыков не могут доносить свои идеи до окружающих людей, не могут заинтересовать участников команды. Очень часто степень владения навыками общения зависит от личных качеств человека.
Есть несколько качеств, необходимых как для коммуникаций:
-рассудительность;
-решительность;
-отзывчивость;
-стрессоустойчивость;
-умение слышать собеседника.
В своей основе коммуникативные навыки влияют на построение деловых связей, эффективность работы, дают возможность обнаруживать проблемы на их ранних стадиях, решать их без недоразумений и сложностей. Богатство и разнообразие жизненного опыта человека положительно коррелирует с развитостью у него коммуникативных способностей. Люди, чьи профессии предполагают не только частое и интенсивное общение, но и исполнение в общении определенных ролей (актеры, врачи, педагоги, политики, руководители, юристы), нередко обладают более развитыми коммуникативными способностями, чем представители иных профессий.
Развитие организаторских способностей. Качества организатора должны быть присущи не только талантливому руководителю, но и успешному человеку любой специальности. Они включают в себя коммуникативные, лидерские способности и стремления, психологическую гибкость. Для эффективной работы важно, чтобы руководитель стремился: быть справедливым; быть объективным; заинтересовать сотрудника и мотивировать к работе; быть миротворцем и уметь решать конфликты.
Организаторская деятельность трудоемка, подразумевает умение работать в социально-экономических системах, учитывать эстетические, экономические отношения, возрастные особенности, оценивать профессиональные навыки и качества каждого члена коллектива, а также в умении формировать навыки коллектива как устойчивой и динамической системы.
Организаторские способности объединяются в три типа:
1. Организационная проницательность - умение предвидеть и грамотно руководить событиями, включающее: психологическую избирательность, практическую направленность интеллекта, психологический такт.
2. Эмоционально-волевая результативность - умение влиять, воздействовать на других людей волей, эмоциями. Она складывается из: энергичности, требовательности, самокритики
3. Склонность к организаторской деятельности - готовность к такой деятельности (от мотивации до профессиональной подготовленности).
Коллективная работа позволяет открыть больше новых возможностей, а коллективный подход - решать возникающие проблемы совместно. Существенный вред организаторской деятельности наносят выраженные карьеристские мотивы, показная активность, стремление к власти. Наличие таких мотивов искажает содержание и успешность организаторской деятельности.
Актуальность данной темы и исследования, проводимые в последние года показали, что практически для любого вида деятельности главное – владеть навыками вербальной и межличностной коммуникации. В любой сфере деятельности коммуникативные и организаторские способности нужны не только руководителям, менеджерам, но и рядовым сотрудникам, потому что им тоже необходимо общаться с коллективом, организовывать собственную деятельность. Если человек собирается сделать карьеру в какой–либо сфере бизнеса, промышленности, управления, образования или любой другой, коммуникационные и организаторские навыки будут необходимым условием его успеха.
Список литературы:
1. Батаршев А.В. Психодиагностика способностей к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. - М., ВЛАДОС, 2001.
2. Васильев, Н. Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике: [учеб. Пособие] / Н.Н. Васильев. - Санкт-Петербург: Речь, 2010.
3. Крутецкий В. А. Вопросы психологии способностей / Под ред. В. А. Крутецкого. М.: Педагогика, 1973.
4. Леонтьев, А. А. Психология общения: учеб. Пособие для студ. Высш. учеб. Заведений, обучающихся по спец. "Психология" / А. А. Леонтьев. - 5-е изд., стер. - Москва: Смысл: Академия, 2008.
5. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М.: Изд-во Смысл, 2007.
6. Рамендик Д.М., Зонабед Ф.М., Клименко А.Н. О значении когнитивных и коммуникативных свойств в понимании вербальных и невербальных сообщений. // Психологический журнал. 1994 № 6.
7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2015.
8. Халина К. Д., Капустина** Т. В. Коммуникативные способности как фактор успешного общения // Молодой ученый.-2017. - №6.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Вы молодец Юлия Анатольевна, Благодарю Вас 👍🤗🌹
Спасибо, Эдуард!
Спасибо большое!
Многим руководителям не мешало бы почитать.
Игорь Юрьевич, думаю они ничего не поймут..
Не все, поверьте. Несмотря на то, что сейчас, в-основном, двигают детей-племянников-любовниц, есть и достойные, грамотные руководители.
Спасибо, интересная статья, многим следует прочитать, поможет разобраться в себе.
Я только не уловила связи между самокритикой и эмоционально-волевой результативностью...
Елена Александровна, эмоции наши отражают отношение к потребностям человека. Эмоциональные переживания напрямую связаны с практической деятельностью и поведением. Они имеют сильно мотивированное переживание, либо переживание со значимостью для конкретного субъекта (человека).
Самокритика человека часто способствует направленности (в деятельности) человека. Т.е. напрямую связана и с результатом, и с волей, и конечно с переживаемыми эмоциями.
Неуверенность в себе, повышенная тревожность также влияют на результат (и испытываемые эмоции-негативно). И не способствуют ни развитию человека как личности, ни достижению положительного результата в деятельности.
А вот человек, умеющий хорошо управлять собой с помощью внутренних самоприказов, воли и своих эмоций (и самокритики в разумных пределах) может добиться более высокого результата в любой деятельности.
Вот так, если кратко.
А меня самокритика просто убивает ( (Не критика-ее я воспринимаю не чувствами, а рассудком. То есть критику я могу анализировать. А самокритику - нет, это состояние меня уничтожает, мне точно она не позволяет повысить свою волевую результативность в плане влияния на других. Получается, я эмоционально очень слабое существо? (
Нет, если Вы просто приучены с детства себя слишком критиковать (думаю нас многим родители это привили своим воспитанием), причем даже не конструктивно и это мешает-надо с этим бороться. Самооценка повышается, если видишь не только результаты своих трудов и достижений, но и когда ОТ ДРУГИХ есть похвалы.
Главное чтобы ваше "самоедство" не способствовало именно снижать желание что-то делать. Т.е. пессимизм неоправданный (всё равно ничего не выйдет у меня-как обычно, ничего не получится) не помешал развитию!
Вообще с возрастом многие женщины приходят к мудрости и осознанию того, что надо быть спокойнее и проще относиться даже к собственным ошибкам и неудачам.