Сломался счётчик – вам штраф! Что нужно знать, чтобы избежать санкций
Краткое содержание :
Всё оборудование когда-нибудь выходит из строя. Не исключение и счётчики коммунальных ресурсов. Разница в том, что это прибор учёта, от которого зависят ваши взаимоотношения с ресурсоснабжающей или обслуживающей организацией. И если другое оборудование может подождать, то счетчик нужно диагностировать, отремонтировать или заменить как можно раньше.
С необходимостью решения этой проблемы сталкиваются многие владельцы домов, коттеджей, дач и квартир в многоэтажных застройках. Прибор учета – это устройство для контроля расхода коммунального ресурса.
Что говорит закон?
Все взаимоотношения владельцев жилых помещений и ресурсоснабжающих или обслуживающих организаций регулируется Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 13.07.2019, с изм. от 02.04.2020) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»). Подробнее ➤
Обязанности потребител:
- Первое, что необходимо помнить, – это то, что гражданин как потребитель коммунального ресурса, в целях учета потребленных коммунальных услуг обязан использовать индивидуальные приборы учета, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие в установленном порядке поверку.
- Второе – это то, что потребитель обязан обеспечивать сохранность прибора учёта, следить за его работоспособностью, сохранять установленные исполнителем при вводе прибора учета в эксплуатацию или при последующих плановых (внеплановых) проверках прибора учета электрической энергии, холодной воды и горячей воды, тепловой энергии контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета.
- Третье – обеспечивать проведение поверок индивидуальных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки; а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
- Четвёртое – допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, а для ликвидации аварий – в любое время.
- Пятое - допускать исполнителя в занимаемое жилое помещение или домовладение для снятия показаний индивидуальных приборов учета, проверки их состояния, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета, но не чаще 1 раза в 3 месяца.
- Шестое и самое главное – при обнаружении неисправностей, повреждений индивидуального прибора учета, нарушения целостности их пломб необходимо немедленно сообщать об этом в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем.
Ответственность
- Нарушение срока поверки.
Штраф за это не предусмотрен, но существенно увеличивается размер платы: первые три месяца она начисляется по усредненным показаниям (за последние полгода), а затем — по нормативу, умноженному на повышающий коэффициент 1,5.
Даже если впоследствии по итогам поверки будет подтверждена исправность счетчика, вернуть излишне уплаченные деньги уже не удастся.
- Эксплуатация неисправного счетчика.
В случае обнаружения исполнителем факта поломки счетчика, это уже квалифицируется как безучетное потребление ресурса. В таком случае составляется акт, а размер платы начисляется по максимальной пропускной способности сетей и устройств.
В случае невозможности определить мощность подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10.
За безучетное потребление электричества или газа дополнительно предусмотрен административный штраф в сумме от 10 до 15 тысяч рублей (статья 7.19 КоАП РФ).
А если будет доказан ущерб на сумму свыше 250 тысяч рублей, за это уже грозит уголовная ответственность (статья 165 УК РФ).
- Повреждение пломбы на счетчике.
Счетчик, на котором нарушена целостность пломбы, признается по закону неисправным, поэтому санкции за это действуют те же, что и в предыдущем случае.
При этом не имеет значения его фактическая работоспособность: показания в любом случае недостоверны.
- Установка «неправильного» счетчика.
В подпольном обороте периодически появляются все новые изобретения народных «кулибиных», которые позволяют замедлить работу счетчика. В случае выявления каких-либо устройств, предназначенных для умышленного занижения показаний счетчика и, как следствие, хищения ресурсов, исполнитель может обратиться в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела и возмещения убытков.
А использование внешних воздействий на счетчик (магнита, например) легко доказывается антимагнитными пломбами, которые сейчас широко применяются.
Любое несанкционированное вмешательство в работу счетчика влечет ту же ответственность, что и эксплуатация неисправного счетчика.
- Отказ в доступе проверяющему.
При недопуске 2 и более раз потребителем в занимаемое им жилое помещение исполнителя для проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных приборов учета происходит начисления за коммунальный ресурс как за нарушение сроков поверки.
Выход
А выход всего один – это строгое соблюдение обязанностей потребителя коммунальных ресурсов. В случае нечаянного срыва пломбы или выявления неисправности прибора учёта следует незамедлительно поставить об этом в известность ресурсоснабжающую организацию.
Желательно это сделать в письменном виде, чтобы у вас на руках осталось подтверждение факта извещения. Если вы сообщаете об этом по телефону, то обязательно спросите у оператора номер заявки и запишите этот номер и дату обращения, чтобы избежать негативных последствий.
Подобные действия будут свидетельствовать о добросовестном исполнении получателем ресурса обязанности по сохранению прибора учета и извещении поставщика о его неисправности. Исполнение своей прямой обязанности и не сокрытие факта наличия нерабочего прибора учёта полностью исключают возможность применения в отношении потребителя обозначенных санкций.
Да, и для тех, кто думает: «В случае проверки скажу, что не знал или сломался только что». Этот фокус не пройдёт! Составят акт, и придется отвечать.
Надеюсь, что эта статья оказалась полезной, если не сейчас, то пригодится в будущем. Если так, то оценивайте и делитесь.
Желаю всем хорошего дня, отличного настроения и долгих лет службы вашим приборам учёта! )))
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: