Бабешко Анжелика Геннадьевна
Бабешко А. Г. Подписчиков: 10823
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 68.4к

Батареи в квартире. Кому они принадлежат? Первая часть эпопеи

4 743 дочитывания
72 комментария
Эта публикация уже заработала 310,27 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Уважаемые судари и сударыни планеты Девятьтрикола! И снова здравствуйте!

Сегодня я вам представляю очередной курс юридического ликбеза на тему: "Батареи (радиаторы, конвекторы) в квартире. Кому они принадлежат?".

И заодно поведаю свою историю о том, как я пыталась заставить УК поставить мне новые батареи и что из этого вышло.

Я заметила, что многие из вас находятся в заблуждении относительно того, что батареи не относятся к общедомовому имуществу. И с пеной у рта доказывают мне, что батареи в квартире – это частная собственность и бремя ремонта или замены ее лежит на собственнике.

Я докажу вам обратное

Во-первых, давайте посмотрим, что говорит об этом Жилищный кодекс РФ, который содержит положения о том, что стены, крыша и транзитные коммуникации (в том числе и батареи) являются общедомовым имуществом. А это значит, что материальная ответственность за их состояние ложится на плечи управляющей компании, обслуживающей дом.

Во-вторых, Минстрой РФ выпустил разъяснительное письмо №9506-АЧ/04 от 01.04.2016 года “По вопросу отнесения обогревающих элементов системы отопления, находящихся внутри помещений многоквартирных домов, к общему имуществу собственников помещений многоквартирных домов”.

Так, министерство ссылается на п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ и п. 2 Правил содержания общего имущества (ПП РФ №491 от 13.08.2006), согласно которым к составу общего имущества собственников помещений в МКД относится “механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры)”.
Также ведомство в своём письме ссылается на п. 6 Правил содержания общего имущества, в соответствии с которым в состав общего имущества входит “внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учёта тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях”.
Верховный Суд РФ в своём заключении ссылается на пп. «д» п. 2 Правил содержания общего имущества, в котором также говорится о включении в состав общего имущества МКД механического, электрического, санитарно-технического и прочего оборудования в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений, которое обслуживает более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Аналогичная норма содержится и в п. 5 Правил содержания общего имущества. Она утверждает факт, что в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы вместе со стояками и ответвлениями от них до первого отключающего устройства, ОДПУ, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, механического, электрического, санитарно-технического и прочего оборудования, расположенного на этих сетях.
Все эти вместе взятые пункты Правил во взаимосвязи с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ дают основания полагать, что в состав общего имущества собственников помещений в МКД могут быть включены только те обогревающие элементы (радиаторы) отопительной системы, которые обслуживают более одной квартиры.
Радиаторы отопления, установленные в квартирах собственников помещений в МКД, имеющие отключающие устройства на ответвлениях от стояков внутридомовой отопительной системы, которые обслуживают только одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения (ст. 26 ЖК РФ), не входят в состав общего имущества в МКД.

А вот если батарея монолитно встроена в систему отопления дома, и нет запорного крана, чтобы отключить ее, она относится к общедомовому имуществу. Эта позиция официально подтверждена Верховным судом РФ (определение от 22 сентября 2009 г. № ГКПИ 09-725) и Минстроем (письмо от 1 апреля 2016 г. № 506-АЧ/04).

Я зацепилась за эту формулировку, так как конвекторы в моей квартире закреплены монолитно, на них отсутствует запорное устройство, и написала заявление в УК с описанием вышеперечисленных пунктов и просила заменить мне батареи за счет УК. В феврале этого года я даже обратилась к депутату Заксобрания Красноярского края Марине Ивановне Добровольской. На ее просьбу урегулировать вопрос с теплом в моей квартире после этого ко мне приходил инженер, измерял прибором стояки и как я ни просила измерить температуру конвекторов – ни в какую. Во второй визит он пришел с большим термометром. Измерил температуру во всех комнатах и показал мне, показывало 22,5 при уличной температуре минус 15. В акте написал 23, я своей рукой дописала 22,5. Мне не повезло (или повезло), что зима теплая была. И еще я заметила, что перед приходом инженера или слесаря по вызову, слесаря первым делом идут зачем то в подвал, а потом идут ко мне. Я подозреваю, что они там подкручивали температуру.

В ответ мне пришел ответ, что запорное устройство в моей квартире отсутствует, но им требуется решение общего собрания нашего ТСЖ.

Тогда я готовлю иск в суд. Отправила копию иска в УК. Но дело застопорилось из-за госпошлины. Дело в том, что я не смогла оплатить ее через Сбербанк-онлайн, хотя раньше платила без проблем. Меня спросят, почему я не воспользовалась льготой (инвалид 1 гр. освобождается от уплаты госпошлины). (Здесь, обращаю ваше внимание, на то, что мне был дан знак свыше, не прошла госпошлина, значит не надо подавать иск. Многие из вас покрутят пальцем у виска, но прочтите далее и вы поймете, что я поступила правильно прислушавшись в этому знаку.) Поясняю: иск подавался от лица собственника – супруга, а я действовала по доверенности. А сам он не захотел ехать в банк платить госпошлину, И вообще, говорит, это долго, давай сами поставим, тем более батареи куплены.

Хозяин – барин. Тогда я снова пишу в управляйку, но уже с другим предложением. Я отказываюсь от иска, покупаю батареи за свой счет, а вы мне их ставите бесплатно.

Через несколько дней я получаю их согласие и просьбу назначить дату установки. Казалось бы, вот он финал. Но на деле не все так просто. После беседы моего супруга с инженером, мой тонус заметно снизился. Оказывается, бесплатно они поставят только свои конвекторы, а МОИ батареи – только платно.

Я звоню юристу УК и обрисовываю ситуацию, мол директор дала добро на бесплатную установку, а инженер говорит обратное. Мне обещали перезвонить.

Дело оказалось в инженерной системе стояка. Конвектор – отрезал старый, приварил новый, вот и вся работа. А чтобы поставить батарею там надо делать два ответвления для входа и выхода воды. Это дополнительная работа. И бесплатно эту работу делать не хотят.

"Что будем делать с батареями, возвращать?" – на что последовал категорический ответ: "Нет, конвекторы ставить не будем, а то поставим, а они греть не будут и опять начнется канитель по новой. Лучше заплатим 12 000 за установку". Я согласилась с его доводами, вспомнив холодные зимы.

А теперь, посмотрим на эту ситуацию с другой стороны. Подали мы иск, выиграли бы 100%, поскольку судебная практика имеется. Суд обязал бы управляйку заменить конвекторы бесплатно. И поставили бы новые конвекторы, и не факт, что они будут новые и будут греть. И время бы угробили зазря, и нервы.

Отсюда напрашивается вывод: за комфорт нужно платить из своего кармана.

Надеюсь, что моя информация поможет кому-то выиграть битву с УК. У меня есть еще информация, но она слишком большая, и я не стала ее сюда вставлять. Но если кому то будет нужно, я с радостью поделюсь ею.

Ваша Геннадьевна

P.S. Фото будет во второй части.

72 комментария
Понравилась публикация?
227 / -12
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 72
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
DELETE

Благодарю за публикацию, интересно

раскрыть ветку (0)
DELETE

Я понял, что лучше за все платить из своего кармана.

Так для этого не нужно быть юристом.

А УК, ЖКХ охринели от безнаказанности. И власть их поддерживает. Дойка баранов и стрижка коров продолжается.

Да, Зина, УК обнаглели, но их можно прижать и заставить.

+6 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Бесплатно УК делать не будет, это все берётся со статьи '' текущий ремонт'' дома. УК существует за счёт наших оплат '' содержание и управление МКД''

+13 / -1
картой
Ответить

Мы же платим за содержание общедомового имущества. Если батареи стоят монолитно, то они являются общим имуществом. Если батарею можно снять, то она является частной собственностью.

+4 / 0
Ответить

Анжелика Геннадьевна, ещё имеет специальность инженер - проектировщик систем водоснабжения и отопления? Вы, в таком случае, либо забыли, либо пропустили лекцию о том, что такое проект и проектный монтаж общедомовой системы отопления. Напоминаю, в зависимости от проекта, как батареи, так и конвектора, могут быть смонтированы, как с отсекающими вентилями, так и без них. Ответственность, в случае внутриквартирной протечки системы отопления, наступает у хозяина квартиры, в случае, если он самостоятельно изменил проектный монтаж. Как-то: поменял стояки с одного материала на другой, поменял разводку стояков, поменял батареи на другие. Если, хозяин не изменял проект системы отопления в квартире, то однозначно, это общедомовое имущество. Стоит заметить, что во времена СССР, существовал жесткий стандарт монтажа. В жилых помещениях, батареи обязательно устанавливались с отсекающими вентилями, на случай протечки батареи, дабы проживающий мог самостоятельно перекрыть её, и вызвать специалистов по ремонту. Монолитное соединение, как правило, разрешалось на производстве, в цехах и т.п. На данный момент, в условиях полной анархии, кто, как хочет, при строительстве, так и проектирует - монтирует, что систему отопления, то и систему водоснабжения с канализацией. Но опять же, проект, есть проект.

+8 / -1
Ответить

Вы не правы, Gleb! Наш дом построен в 83 году, вентилей нет ни в одной квартире, кроме верхних этажей. И то они рассчитаны на спуск воздуха.

+8 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

В жилых помещениях, батареи обязательно устанавливались с отсекающими вентилями, на случай протечки батареи, дабы проживающий мог самостоятельно перекрыть её, и вызвать специалистов по ремонту. Монолитное соединение, как правило, разрешалось на производстве, в цехах и т.п. вы на фото посмотрите, где у конвектора запорное устройство? Дом заселен в 1986 г.

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
12.06.2020, 13:28
Подольск

Анжелика Геннадьевна, Вы опытный и чутко чувствующий ситуацию, юрист. Классно.

+12 / -1
картой
Ответить

Благодарю вас.

+7 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Крайне бестолковый юрист!

1. Не видит разницы между ТСЖ и УК.

2. Решает свою проблему за счёт других собственников и хвастается этим!

3. Ключевое отличие общего имущества от личного - обслуживает более одного помещения. А батарея обслуживает только одного собственника в одном помещении!

+5 / -8
картой
Ответить

Уважаемый, Виталий.

1. Извините, но я не поняла, при чем здесь ТСЖ.

2. Я написала как можно решить проблему холодных батарей по закону. Если бы вы внимательно прочитали статью, то увидели бы, что я ее решила за свой счет.

3. Ключевое отличие общего имущества от личного - состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы вместе со стояками и ответвлениями от них до первого отключающего устройства, фото 2.

На первом фото видно что нет запорного устройства, т.е. она монолитна.

А на втором фото видно запорное устройство.

+6 / 0
Ответить

Это необходимое, но не достаточное условие. Достаточное условие - обслуживает более одного помещения. Простой же и логичный принцип, когда личное, а когда общедомовое. Если батарея в подъезде - она общая! А в квартире - только Ваша!

+2 / -7
Ответить

Вы ошибаетесь, уважаемый, стояк и монолитные батареи - это общее имущество до запорного устройства.

+8 / 0
Ответить

А теперь Вы представьте, что такие же батареи стоят и на 4-ом этаже и на 3-ем!!! Открытие для Вас сделал?! По Вашей логике рассуждаю))) Получается, что и там такая же "общедомовое" имущество, может тогда пусть и туда УК идут для спуска воздуха, оборудуют их воздушниками и в путь)))) А если в квартире на последнем этаже никто фактически не проживает, что тогда двери придут ломать, чтобы воздух спустить? Бестолковые комменты пишите не думая, да и ещё народ в заблуждение вводите!!!

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Ну Вы представьте "собственник"батареи без отключающего устройства берёт и отрезает её у себя в квартире.Это коснётся только его квартиры или без отопления остануться и другие? Вот если есть отсекающий вентиль -другое дело... Всё логично.

+5 / 0
Ответить

А теперь Вы представьте, что такие же батареи стоят и на 4-ом этаже и на 3-ем!!! Открытие сделал?! По Вашей логике рассуждаю))) Получается, что и там такая же "общедомовая" собственность, может тогда пусть и туда УК идут для спуска воздуха, оборудуют их воздушниками и в путь)))) А если в квартире на последнем этаже никто фактически не проживает, что тогда двери придут ломать, чтобы воздух спустить? Бестолковые комменты пишите не думая, да и ещё народ в заблуждение вводите!!!

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (2)
17.06.2020, 20:46
Санкт-Петербург

Бабешко Анжелика ГеннадьевнаПишет 17.06.2020 в 14:14
1. Извините, но я не поняла, при чем здесь ТСЖ.

Цитата:

"В ответ мне пришел ответ, что запорное устройство в моей квартире отсутствует, но им требуется решение общего собрания нашего ТСЖ".

Если вы не знаете текста своей публикации, то, несомненно, текст позаимствован на просторах интернет.

+1 / -1
Ответить

АлександрПишет 17.06.2020 в 20:46
Цитата:

"В ответ мне пришел ответ, что запорное устройство в моей квартире отсутствует, но им требуется решение общего собрания нашего ТСЖ".

Формально ВСЁ верно в ЭТОМ ответе!

НО, так как установка на первых отводах от стояка отопления отсекающих (запорных) кранов, которые согласно ПП РФ № 491 от 13.08.2006 г. должны будут быть включены в состав ОБЩЕГО имущества МКД, а это есть изменение состава ОБЩЕГО имущества МКД, то для того, чтобы установить отсекающие краны на отводах к радиаторам отопления действительно требуется решение общего собрания, но не ТСЖ, именно общее собрание собственников помещений в данном многоквартирном доме.

+1 / 0
Ответить

Я поменяла без решения ОС.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Бабешко Анжелика ГеннадьевнаПишет 12.01.2022 в 18:53
Я поменяла без решения ОС.

Если следовать именно букве закона, то Вы, Анжелика Геннадьевна допустили, мягко говоря - "неправомерную самодеятельность".

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

Ничего подобного, текст авторский.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
Морской картограф, специалист Вадим Петрович
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 480.4к
18.06.2020, 00:52
Санкт-Петербург

Я другого не понял: при чём тут госпошлина? Подобные споры рассматриваются в соответствии с законом "О защите прав потребителей". Какой же автор "юрист" если не знает, что согласно этому закону при подаче иска от потребителя к поставщику услуг, работ и пр. (в данном случае к УК), истец освобождается от уплаты госпошлины.

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Бабешко Анжелика ГеннадьевнаПишет 17.06.2020 в 14:14
3. Ключевое отличие общего имущества от личного - состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы вместе со стояками и ответвлениями от них до первого отключающего устройства, фото 2.

Анжелика Геннадьевна! ВСЁ ПРАВИЛЬНО. Но, есть небольшое НО!

Дело в том, что согласно ПП РФ № 491 от 13.08.2006 г. в помещениях МКД и отсекающие краны на ПЕРВЫХ отводах от стояка - есть ОБЩЕЕ имущество МКД.

Совершенно правильная иллюстрация!!!

На фото, которое слева - радиатор есть ОБЩЕЕ имущество МКД (нет отсекающих кранов).

А на фото, которое справа - радиатор есть частная собственность (отсекающие краны - имеются).

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (4)

ВиталийПишет 17.06.2020 в 08:44
3. Ключевое отличие общего имущества от личного - обслуживает более одного помещения. А батарея обслуживает только одного собственника в одном помещении!

Виталий! А Вы - не правы!

Во-первых, собственников может быть гораздо больше, чем один (долевая собственность на квартиру).

Во-вторых, обогревательные элементы (радиаторы отопления) различаются по своим конструктивным особенностям, что даёт возможность отнести одни радиаторы к ОБЩЕМУ имуществу МКД, а другие - к частной собственности собственников помещений в данном МКД.

Соответственно, если есть отсекающие краны, позволяющие осуществить демонтаж и (или) ремонт радиаторов БЕЗ отключения всего стояка отопления, то ТАКИЕ радиаторы есть объекты, которые находятся в ЧАСТНОЙ собственности собственников данного помещения МКД.

Поэтому ремонт и (или) замена таких радиаторов должна осуществляться за счёт средств ТЕХ собственников помещений, в которых ТАКИЕ радиаторы установлены.

Если отсекающие (запорные) устройства отсутствуют и для демонтажа и (или) замены радиаторов отопления требуется отключение ВСЕГО стояка отопления, то ТАКИЕ радиаторы есть ОБЩЕЕ имущество МКД, и их ремонт и (или) замена должны осуществляться за счёт тех средств, которые ВСЕ собственники помещений в МКД ежемесячно должны уплачивать за содержание и тек. ремонт общего имущества МКД.

В отношении определения того или иного статуса радиаторов в помещении МКД есть соответствующее определение Верховного Суда РФ.

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
Показать комментарии (72)

Чудо-ягода брусника.

Брусника — известная северная ягода, которую с древности ценят за её вкусовые ...

У России дефицит бюджета до 2042 года

Минфин России, известный своей прозорливостью и точностью прогнозов (кто забудет их солнечные прогнозы на 2022 год, сбывшиеся с точностью до наоборот?), подарил нам новый повод для восхищения.
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы